ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ
о признании неправомерным отказа во включении периодов работы в специальный стаж,
дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии
и возложении обязанности назначения досрочной трудовой пенсии
Я,, года рождения, образование высшее, перед достижением пенсионного возраста, 15 августа 2011 года обратился в УПФ РФ в г. А за назначением досрочной трудовой пенсии.
Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управление Пенсионного фонда РФ в городе А. Т. области в назначении досрочной трудовой пенсии мне было отказано, при этом в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, не были зачтены следующие периоды курсов повышения квалификации с отрывом от производства :
_____________ г. - _____________ г.
_____________ г. - _____________ г.
Мной была направлена Жалоба в вышестоящую инстанцию, которая потвердила отказ УПФ РФ в г. А
С данным решением комиссии я категорически не согласен, считаю его необоснованным и незаконным по следующим причинам.
В силу ч.2 ст.55 Конституции РФ, в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
Данное положение устанавливает запрет на издание законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина. Этот запрет касается прав и свобод, признаваемых Конституцией, международно-правовыми нормами, законами и подзаконными нормативными актами. Умаление законом прав и свобод в данном контексте может означать необоснованное ограничение их объема или действия по кругу лиц, во времени, сокращение гарантий или усечение механизмов правовой защиты и т.п.
Распространение же действий нормативно-правовых актов, принятых позднее и изменивших условия приобретения пенсионных прав в неблагоприятную сторону, по сравнению с ранее действовавшим правовым регулированием, и придание тем самым обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, означающее по существу, отмену для этих лиц прав, приобретенных ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством, противоречит ч.1 ст.1, ч.ч.1-2 ст.19, ч.1 ст.39 и ч.ч.2 и 3 ст.59 Конституции РФ.
Статьи 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29 января 2004 года № 2-П со ссылкой на постановление от 24 мая 2001 года № 8-П и определение от 05 ноября 2002 года № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права на пенсию до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства, действовавшего на момент приобретения права.
Согласно ч. 1 ст.4 ГК РФ, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к правоотношениям, возникшим после введения их в действие.
Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" сохранено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости отдельным категориям граждан, которые пользовались таким правом по ранее действовавшему законодательству.
Верховный Суд РФ разъясняет, что в интересах застрахованного лица при решении вопроса о назначении досрочной пенсии по старости также могут применяться нормы законодательства, действовавшего до вступления в силу нормативных правовых актов, применяемых на момент возникновения права на пенсию.
Федеральный закон Российской Федерации от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов " указывает, что При переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях настоящего Федерального закона, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования должны: реализовывать принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства путем сохранения стабильности правового регулирования. Нормы настоящего Федерального закона должны реализовываться в соответствии с положениями, закрепленными в данной преамбуле, и не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина."
Поскольку правовая норма - это не только правило должного, обращенное в будущее, но и обещание государства решать определенную категорию дел только обозначенным в норме способом, придание закону обратной силы крайне нежелательно, если это ухудшает правовое положение какой-либо категории граждан, и, наоборот, допустимо, а иногда обязательно, если это меняет их правовое положение к лучшему.
«Ни один федеральный закон в силу статьи 76 Конституции РФ не обладает по отношению к другому федеральному закону большей юридической силой. Правильный же выбор на основе установления и исследования фактических обстоятельств и истолкования норм, подлежащих применению в конкретном деле, относится… к ведению судов общей юрисдикции и арбитражных судов... Таким образом, какой закон в каждом конкретном случае подлежит применению, вправе самостоятельно решать суды общей юрисдикции и арбитражные суды...» (Определение Конституционного Суда РФ от 03.02.2000 № 22-О «По запросу Питкярантского городского суда Республики Карелия о проверке конституционности статьи 26 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций») .
Я работал в Мурманском Морском Пароходстве (далее ММП) с 19.. по 19.. год. При увольнении с ММП полагал, что согласно действовавшему на то время законадательсту я выработал требуемые 15 лет Крайнего Севера, 12,5 лет в плавсоставе и стаж в льготном исчислении (1 к 1,5) необходимые для назначения льготной пенсии и пошел работать в компанию Х.
В периоды с _________ г. по _________ г. с _________ г. по _________ г. по направлению работодателя (ММП) я находился на курсах повышения квалификации с отрывом отпроизводства с сохранением средней заработной платы.
В соответствии с ч.4 ст. 196 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ).в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель и он обязан проводить повышение квалификации работников, когда это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности и обязательным условием выполнения работы.
Для плавсостава морского флота необходимым и обязательным условием осуществления трудовой деятельности в соответствии с Правилами, установленными Международной конвенцией о подготовке и дипломировании моряков и несении вахт 1978 г , Международного Кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов, Приказами Министерства транспорта, "Положению о дипломировании членов экипажей морских судов" и процедурами Системы Управления безопасности, установленными Компанией (работодателем), является регулярное, не реже чем каждые 5 лет, подтверждение действительности своих рабочих дипломов. После такого подтверждения диплом продляется еще на 5 лет. Процедура подтверждения требует выполнения двух условий: подтверждение требуемого состояния своего здоровья и подтверждения своей профессиональной компетентности. В свою очередь, профессиональную компетентность можно подтвердить несколькими способами, самый простой из которых – наличие одобренного стажа работы (12 месяцев из предшествующего периода 5 лет или 3 месяца из предшествующих 6 месяцев сразу до подтверждения действительности), т.е. справки о плавании и прохождение аттестации в Морской Квалификационной Комиссии. Кроме того, надо прослушать курс лекций, на которых моряку будут доложены все изменения в национальных и международных правилах, относящихся к безопасности человеческой жизни на море и защиты окружающей среды, произошедшие за предшествующие 5 лет, при повышении разряда необходимо пройти курсы повышающие квалификацию и сдать зачеты и экзамены на право получения высшего разряда.
На курсы по повышению квалификации с отрывом от производства комсостав, по усмотрению работодателя, так же направляется перед повышением в должности и в связи с производственной необходимостью (с целью изучения новых типов судов, современных типов двигателей и систем автоматизации, технически сложных механизмов, углубленного знания английского языка по своей специальности, освоение новых дополнительных должностных обязанностей, согласно процедурам Системы Управления Безопасностью т.д.), при этом за моряком сохраняется место работы (должность) и выплачивается средняя заработная плата.
Согласно Федеральному Отраслевому соглашению по Морскому Транспорту на 2009-2012 годы. № 138/09-12 от 24.12.09 п 3.3.14. работодатель "обязан обеспечивать по договорам, ежегодно заключаемым с организациями, подготовку необходимого количества специалистов в учебных заведениях, а также организацию переподготовки и повышения квалификации кадров"
согласно п. 3.5.5. "За работниками организации сохраняется средний заработок за все время, необходимое для прохождения тренажерной подготовки, обучения на курсах повышения квалификации и переподготовки, в соответствии с международными и национальными требованиями, носящими обязательный характер для продолжения профессиональной деятельности работника... Конкретное количество предоставленных на эти цели оплачиваемых дней различным категориям работников определяется коллективным договором."
Согласно п. 1.4 "Соглашение является правовым актом, условия которого распространяются на работников и работодателей в соответствии со статьей 48 ТК РФ. Условия коллективных договоров и соглашений, ухудшающие положение работников по сравнению с действующим законодательством и настоящим Соглашением, являются недействительными". Подобные пункты всегда оговаривались Коллективными Договорами ММП.
Согласно ст.ст. 27, 28 данного Федерального закона граждане приобретают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в частности, при наличии определенного стажа на соответствующих видах работ, правила исчисления которого утверждаются Правительством Российской Федерации.
С учетом особенностей условий труда отдельных категорий граждан, которым трудовая пенсия по старости назначается досрочно в соответствии с вышеназванными статьями, порядок исчисления периодов их работы устанавливается отдельными правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от 11 июля 2002 г.
В силу п. 4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Пункт 9 Постановления N 516 от 11 июля 2002 г. , указывающий какие периоды не включаются в периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не содержит указания на исключение периодов прохождения курсов повышения квалификации с отрывом отпроизводства, а пункт 5 того же Постановления, перечисляющий дополнительные периоды, включаемые в стаж, не содержит указания, что список перечисленных периодов является полным и окончательным и не подлежит расширенному толкованию. То есть Закон непосредственно не содержит запрета на включение курсов повышения квалификации в специальный трудовой стаж.
Работники Пенсионного фонда должны хорошо знать отрасли права, по которым они готовят и принимают решения. Практическое значение структуры правовой нормы в том и состоит, что она ориентирует лиц, применяющих правовые нормы, на тщательный и всесторонний анализ нормативно-правового материала, сопоставление неразрывно связанных между собой статей законов и других нормативных актов, выявление элементов, образующих одну норму, определение условий ее применения, содержания, последствий нарушения (кто к чему обязан, на что имеет право, каково содержание запретов и последствия их нарушения).
К приемам уяснения текста нормативного акта относится грамматическое толкование, состоящее в уяснении смысла терминов, их связей, предлогов (и/или), иногда даже знаков препинания (наличие или отсутствие разделительной запятой). Используется также систематическое толкование текста закона, определение места статьи закона в его структуре, самого закона - в системе законодательства, связей общей и особенной частей нормативных актов.
Из полученного отказа мне не понятно почему при оценке моих пенсионных прав чиновниками Пенсионного фонда применяется только вычлененный пункт 4 Постановлениея Правительства Российской Федерации N 516 от 11 июля 2002 г и игнорируются остальные пункты этого Постановления, не учитываются Трудовой Кодекс РФ, Конституция, Постановления Конституционного и Верховного судов, не произведена оценка моих пенсионных прав до 01.01.2002 года.
Не понятно на основании какого Закона ими трактуется правоустанавливающий термин "работа" применительно к Постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от 11 июля 2002 г.
«Неопределенность содержания правовой нормы допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и ведет к произволу» (Постановление Конституционного Суда РФ от 14.11.05 № 10-П «По делу о проверке конституционности положения пункта 5 статьи 48 и статьи 58 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации », пункта 7 статьи 63 и статьи 66 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» в связи с жалобой уполномоченного по правам человека в Российской Федерации» Такое положение не вносит стабильности в гражданский оборот.
Если отсутствует толкование термина в Законе, то считаеться справедливым придавать словам и терминам их обыкновенное, общеупотребительное и буквальное значение.
Согласно Современного толкового словаря русского языка Ефремовой, "Толкового словаря русского языка" Ушакова Д.Н. , «Толковых словарей русского языка», Ожегова С. И. и Шведовой Н. Ю.
" Работа - это занятие, дело, служба как источник заработка".
Согласно социалогического словаря "Работа - это человеческая деятельность, посредством которой люди обеспечивают свое существование".
Согласно Юридического словаря "Работа - осуществление трудовой деятельности, участие в труде, выполнение человеком, коллективом определенного круга поручений, заданий".
Обучение на курсах повышения квалификации с отрывом от производства являлись выполнением поручения (задания) работодателя, а выплата средней зарплаты на тот период времени было источником моего заработка (дохода) и обеспечивало существования меня и моей семьи. Т.е согласно Толкового,социалогического и юридического словарей русского языка, курсы повышения квалификации с отрывом от производства и оплатой по среднему заработку в те периоды времени являлись для меня именно работой, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня за которую мне платили зарплату. Так как за эти периоды производилась уплата страховых взносов, в силу п. 4 Постановления N 516 от 11 июля 2002 г. эти периоды должны засчитываться в период работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии.
Согласно и ранее действовавшей статьи 112 КЗоТ РСФСР, и статье 187 Трудового кодекса РФ, действующего в настоящее время, в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
До 1 января 1992 года порядок и условия назначения пенсий устанавливались Законом СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях в СССР» и принятым в соответствии с ним Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года N 590.
В соответствии с подп. «з» п.109 указанного Положения кроме работы рабочего или служащего в общий стаж засчитывалось также обучение на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации. При назначении пенсии на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда период, Указанный в подпункте «з» пункта 109 Положения, приравнивался к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Согласно Постановлению СМ СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029 "О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 г. "О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера" (с изменениями от 30 декабря 1970 г., 17 апреля 1971 г.,16 апреля 1974 г., 10 февраля 1975 г., 18 января, 8 февраля 1977 г., 19 января, 19 августа 1982 г., 3 января 1983 г.) пункт 3. установлено, что с 1 января 1968 г. за рабочими и служащими, работающими в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, направляемыми на курсы или в учебные заведения для повышения квалификации с отрывом от производства, сохраняется средняя заработная плата по месту основной работы.
Согласно Постановлению Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 16.12.1967 N 530/П-28 п. 28. "За рабочими и служащими, работающими в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера направленными на курсы или в учебные заведения для повышения квалификации с отрывом от производства (в том числе находящиеся вне указанных районов и местностей), сохраняется средняя заработная плата по месту основной работы, исчисленная с учетом районных коэффициентов и надбавок за работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера."
Работа члена экипажа считается протекающей в районах Крайнего Севера, если местом регистрации судна является район Крайнего Севера. Территориальная принадлежность морского судна определяется месторасположением порта приписки судна. Под портом приписки судна понимается порт, в котором осуществлена регистрация судна (ч.1 ст. 139 ГК, ст. 33 КТМ РФ, Правила регистрации судов прав на них в морских торговых портах, утвержденные Приказом Минтранса России от 21.07.2006 № 87). На основании этого же правила определяется территориальность трудовой деятельности членов экипажа судна. Портом приписки судов Мурманского Морского пароходсва является порт города Мурманск, т.е район Крайнего Севера.
Поэтому и согласно законодательства период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, исчисленной в соответствии с работой в районе Крайнего Севера, и именно с этой "северной" зарплаты работодатель производил отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно Определению СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. N 11-В09-7 время обучения с отрывом от производства на курсах повышения квалификации подлежит включению при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В период с _________ г. по _________ г. с _________ г. по _________ г. я находился на курсах повышения квалификации с отрывом отпроизводства с сохранением средней заработной платы, расчитанной с учетом районных коэффициентов и надбавок за работу в районах Крайнего Севера и с этой зарплаты производилась оплата страховых взносов в Пенсионный фонд и за мной сохранялось место работы (должность)- что подтверждается записями в Трудовой книжке (основном документе), где отсутвствуют какие либо записи о переводе меня на другую работу, и согласно уточняющей справке, выданной Мурманским Морским пароходством за эти периоды мне выпласивалась средняя заработная плата. Прохождение соответствующих курсов повышения квалификации на основании приказа руководителя являлось и является обязательной частью моей трудовой деятельности.
В соответствии с п. 9 указаний Министерства социальной защиты населения РСФСР от 20.04.1992 г. №1-28-У «О порядке применения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» при назначении пенсий в связи с особыми условиями труда и пенсий за выслугу лет в специальный стаж наряду с периодами работы в составе членов экипажей судов морского и речного флота и флота рыбной промышленности подлежали включению периоды, непосредственно предшествовавшие или непосредственно следовавшие за такой работой. К предшествующим направлению экипажа судна для выполнения рейсового задания относятся: оплачиваемый резерв, ремонт и т.п. периоды, когда член экипажа используется по своей специальности и по завершении работ направляется в составе экипажа судна для выполнения рейсового задания. К следующим за окончанием рейса относятся периоды: стоянки судна в порту под погрузочно-разгрузочными операциями, межрейсового технического обслуживания судна или его ремонта, нахождения членов экипажа по окончании рейса в основных и дополнительных отпусках, оплачиваемых резерве и отгулах, временной нетрудоспособности, нахождения в командировках, а также иные периоды, когда не требуется перевода на другую работу.
Таким образом, поскольку по смыслу данных правовых норм как по ранее действовашему КЗОТ так и по действующему сейчас ТК периоды нахождения на курсах повышения квалификации являлись периодами трудовой деятельности (работой) с сохранением средней заработной платы, начисляемой за работу на Крайнем Севере, с которой работодатель производил отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, то исчисление стажа в данные периоды времени должно производится в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность.
В соответствии с п.п. 9 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 173-ФЗ) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 12 лет 6 месяцев в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутреннего сообщения) и имеют страховой стаж не менее 25 лет. Статьей 28.1 Федерального закона № 173-ФЗ предусмотрено, что лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях, и имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по страсти, предусмотренной п.п. 1-10 п. 1 ст. 27 и п.п. 7-9 п. 1 ст. 28 Федерального закона № 173-ФЗ, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на 5 лет.
Таким образом, для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 9 п. 1 ст. 27 и п. 2 ст. 28.1 Федерального закона № 173-ФЗ мужчине, достигшему возраста 50 лет, необходимо соблюдение следующих условий: страховой стаж не менее 25 лет, стаж работы в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет или в приравненных к районам Крайнего Севера местностях не менее 20 календарных лет, стаж работы в плавсоставе не менее 12 лет 6 месяцев.
В соответствии с пунктом 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», если истец в установленном порядке обращался в пенсионный орган за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в пенсионный орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ».
На основании изложенного, считая решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ в г. А , нарушающим мое право на пенсионное обеспечение,
ПРОШУ:
1. Признать неправомерным отказ комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ в г. А
2. Включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с _________ г. по _________ г., с _________ г. по _________ г.
3. Обязать УПФ РФ в г. А. назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения за ее назначением (в соответствии с п.15. Правил, пенсия назначается со дня обращения за ней, кроме случаев, указанных в статье 19 Закона от 17.12.2001 и статье 23 Закона от 15.12.2001, но не ранее дня приобретения права на пенсию), то есть с .. августа 20... г.
4. Судебные издержки по оплате услуг представителя в сумме ... рублей и расходы по составлению доверенности в сумме ... рублей отнести на ответчика
15 мая 2012 года
К заявлению прилагаю:
1. Копию паспорта.
2. Копию трудовой книжки.
3. Уточняющая справка работодателя о характере и условиях труда работника.
4. Протокол заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ в г. А..
5. Квитанцию об оплате госпошлины.
_________________ ________________________________
(дата) (подпись)