Прежде всего: руда талька - чрезвычайно редкий груз, перевозимый нашими моряками. Не случайно, отвечая на запрос министерства: “Чем руководствовались при погрузке?”, начальник пароходства, легендарный Бянкин ответил, что советских правил перевозки этого груза не существует, поэтому руководствовались международными рекомендациями. Весь советский опыт укладывается в перевозку небольших партий из Китая на Сахалин, что, конечно, несопоставимо с перевозкой океанским судном партии в 11,5 тысячи тонн через океан.
Как сообщила Валентину Бянкину агентская компания “Юниориент”, всего в предшествующем трагедии 1973 году морем было перевезено 200 тысяч тонн талька - все насыпью. Из этого количества 30 тысяч тонн импортировано из Австралии. Для перевозки всегда использовались не рудовозы, а обычные грузовые конвенционные суда. Ни японских, ни австралийских специальных правил по перевозке руды талька навалом не существует. До сих пор (читай - до “Тикси”) не было ни одного аварийного случая при перевозке талька навалом. Химическая формула - 3MgO4SiO2H2O. Размер окатышей руды - до 6-7 сантиметров диаметром. Руда талька используется как наполнитель при производстве бумаги.
Исходя из грузового плана погрузки “Тикси”, сложных расчетов и специальных экспериментов, проведенных для экспертизы научными подразделениями, госкомиссия пришла к выводу, что главной причиной опрокидывания “Тикси” послужило смещение груза, вызванное обрушиванием твиндека в трюм № 4. В “Акте” комиссии так и записано: “При обозначенной загрузке твиндек должен был (!) обрушиться”. Другой вопрос: могло ли это привести к стремительной потере остойчивости всего судна? Не случайно Валентин Бянкин приписал к “Акту” свое “Особое мнение”, где изложил и прочие варианты, включая и столкновение с полузатопленным плавающим предметом.
Несколько лет назад "Комсомольская правда" опубликовала интервью с Владимиром Зинченко, вторым помощником капитана погибшего судна "Тикси" ("Тайна крушения владивостокского теплохода "Тикси" не раскрыта и спустя 40 лет", автор Кристина Олейник). Он остался жив благодаря счастливой случайности — основной экипаж, членом которого был Владимир, ушел в отпуск, а в рейс ушла дополнительная команда. Вторпом высказывает предположение, что крен появился из-за того, что груз сместился.
— "Тикси" затонул из-за перегруза на тысячу тонн, — говорит Владимир Владимирович в том же интервью. — В 1967 году, когда судно стояло в Корсакове, в порт прибыла группа владивостокского судоремонтного завода. Они тогда изменили грузовую шкалу и увеличили дедвейт — грузоподъемность — на тысячу тонн. В документах расследования дедвейт — вместо 12 изначальных — значится 13 тысяч тонн. Мы тогда возили зерно из Канады, и при погрузке постоянно появлялся крен на 3-4 градуса. Это немного, но сигнал плохой. Видимо, тальк грузили по новой шкале и нарушили остойчивость судна.
Возможно, действительно экипаж вышел в море с перегрузом. В советское время ради победы в соцсоревнованиях многие шли на уловки. К тому же, был конец отчетного квартала — может быть, команда пошла в шторм ради лучшего результата, не дождавшись, пока море успокоится.