У кого как, а у меня свежи в памяти восторженные новости, посвященные транзиту Севморпутем норвежского-датско-гонконгского балкера Nordic Barents с грузом норвежской руды из Киркенес на Китай.
Суть новостей: Балкер «Нордик Баренц», перевозящий норвежский железорудный концентрат из Европы в Китай, совершил исторический рейс, так как ранее по Севморпути иностранные грузы иностранных компаний не транспортировались, не использовался и сам маршрут для перевозки грузов из Европы на тихоокеанское побережье СМП.
Этот рейс получил широкую огласку и в мировых СМИ, суть практически неотличима от того, что сообщали и как этот рейс оценивали в России. Можно по-разному оценивать рейсы иностранных судов или судов под иностранным флагом по Севморпути начиная с гитлеровского корсара, крейсера Комет, чистый транзит или нечистый, исторический рейс или так себе, однако тут вроде бы все ясно. Первый чистый транзит без захода в российские порты чисто иностранного судна с чисто иностранным грузом. Однако выяснилось все-таки, что груз не чисто иностранный, а чисто российский, хотя и иностранного, норвежского происхождения. Дело в том, что эта партия железной руды, 40000 тысяч тонн, принадлежала российской компании, небезызвестной Проминвест, дочерней компании Ростехнологий. Проминвест купила партию и продала ее в Китай, а для доставки отфрахтовала балкер Nordic Barents, договорившись с владельцем судна и его оператором о транзите Севморпутем на неизвестных нам условиях. Судя по восторгам норвежских и датских СМИ, условия оказались хорошими. Экипаж балкера был китайским, за исключением 3-х человек старшего комсостава, граждан России и скорее всего, старший комсостав, наверняка с ледовым опытом, также был назначен на судно по договоренности (и слава богу, заметим в скобках).
Эта та самая Проминвест, которая в конце прошлой недели, не на шутку увлекшись судоходством, подмахнула контракт на 500 миллионов долларов с эмиратской Gulftainer, предназначенный для развития логистики, в том числе путем приобретения портовых активов.
На сайте Проминвеста новостей об историческом рейсе вы не найдете. Сильно похоже на то, что рейс был не рисковым ходом иностранных бизнесменов, а давно и хорошо спланированной, и не менее хорошо проведенной, акцией российских компаний и руководства по раскрутке Севморпути. Не сомневаюсь, что норвежцы и датчане внакладе не остались. Выгоды российской стороны видимо, расчитаны на будущее, но тема Севморпути как транзита, это отдельный разговор, к которому я вернусь в скором времени.
Войтенко Михаил
http://www.odin.fm/2010/articles/900.asp