Критиковать Маринеско можно было бы тогда, когда еще действовало так называемое призовое право, а точнее до 3 сентября 1939 года. Согласно Гаагской конвенции и Лондонского протокола от 1936 года, подводная лодка или иной военный корабль должен был остановить торговое судно и осмотреть его. Если судно имеет принадлежность государству – противнику или на нем были обнаружены грузы военного характера , допускалось его затопление. При этом лодка или военный корабль должен был позаботиться о безопасности экипажа судна и пассажиров. (При этом, в открытом море, наличие на торговом судне спасательных шлюпок и плотов не признавалось достаточным!!!). Т.е. в открытом море топить можно было, только взяв на борт весь экипаж и пассажиров. В то же время, торговое судно должно было быть освещенным (затемнение не допускалось), четко на дистанции должна была определяться государственная принадлежность, орудия на борту допускались, но должны были быть зачехлены, во время всей этой процедуры нельзя было выходить в эфир, в том числе и подавать сигнал SOS. Однако немцы, потопили 3 сентября 1939 г. пассажирский лайнер Athenia (13 000 тонн) и 5 сентября - транспорт Royal Sceptre. После этого британское адмиралтейство плюнуло на призовое право, рекомендовало всем торговым судам идти с затемненным светом, а при возможности таранить немецкие лодки. Интересно, что Athenia и Royal Sceptre в какой то мере спровоцировали немцев на атаку. Athenia шло затемненным, да еще противолодочным зигзагом, а Royal Sceptre вышел в эфир выдал SOS и координаты. Кстати пример применения призового права описан в книге Das Boot (в трехчасовой версии фильма его нет, а шестичасовую не смотрел). Там дело правда происходит существенно позднее после 1939 года, но некоторых командиры лодок, если это происходило вне зоны активных боевых действий (не предусматривалось наличие эсминцев и авиации противников) продолжали придерживаться условий призового права. Это уже было на их усмотрение. Это уже вопрос морали. Так например, в сентябре 1942 года, подводная лодка U – 156 (кап.3 ранга Хартенштайн) потопила в районе побережья Африки транспорт Laconia (19 695 тонн). На борту было около 3000 британцев, в том числе женщины и дети, а также 1800 военнопленных итальянцев. Хартенштейн сообщил об этом в Берлин , всплыл и стал вылавливать тонущих. Немцы прислали в помощь две лодки U-506 и U-507, те присоединились к U-156 и также стали вылавливать тонущих. Также немцы через комиссию по перемирию (была такая) связались с французами, чтобы те выслали из Дакара корабли, что и было сделано. Мало того, Хартенштейн вышел в открытый эфир и призвал на английском языке союзников ( т.е противников немцев) присоединиться к спасению, потом выложил на палубе импровизированный красный крест. Но. Прилетел американский Либерейтор и начал бомбить лодку U-156. Хартенштейн успел уйти под воду, а практически все спасательные шлюпки были уничтожены и очень многие из спасенных им, погибли. Когда об этом узнал Дениц, он взбесился и отдал приказ не подбирать тонущих. Все это можно прочитать в книге - Подводная война. Автор - Леон Пиллар
|