С мурманского сайта
http://www.b-port.comВиват, капитан!
Каждую пятницу капитаны Мурманского морского пароходства собираются в кают-компании своей Ассоциации. Но, естественно, далеко не все бывают на каждой встрече, поскольку большинство - действующие капитаны - бороздят моря и океаны. Но уж коли оказались в порту приписки - просто грех не увидеться с коллегами!
Сегодня в Ассоциации будут поздравлять Людмилу Анатольевну Тибряеву, единственного капитана-женщину, с очень значимой датой - 40-летием работы в Мурманском морском пароходстве.
...24 января 1967 года двадцатилетняя студентка-заочница Ленинградского гидрометеорологического института Люда Тибряева ступила на трап ледокола «Капитан Белоусов». Не стесняется говорить, в какой должности:
- Матрос без класса, а попросту - уборщица. А кем меня тогда могли еще взять? Я училась на гидролога, никакого морского опыта не было, но я твердо решила, что хочу стать судоводителем.
Решила - и своего добилась. О том, как эта победа далась, как «достала» девушка чиновников Министерства морского флота, чтобы получить разрешение поступать в училище имени Макарова, уже не раз писали. Для Людмилы Анатольевны самое ценное другое - ее приняли совершенно на равных коллеги-капитаны.
Такой завет двадцать лет назад, в год утверждения Тибряевой в должности капитана, дала ей легендарная женщина-капитан Анна Ивановна Щетинина.
«Понятно, - писала она в поздравлении, - что будет внимание журналистов к вам, они напишут и скажут много слов, но главное - как к вам будут относиться ваши коллеги».
Эти слова Тибряева запомнила навсегда.
А нынешний год у нее просто «звездный» - три круглые даты, из которых сама она главными считает те, что связаны с пароходством. А юбилей, скорее всего, Людмила Анатольевна встретит на капитанском мостике теплохода «Капитан Воденко», куда отправится в начале февраля вместе с командой на смену нынешнему экипажу. Но до отъезда ей предстоит немало дел, в том числе очень приятных.
31 января она приглашена в качестве почетного гостя на открытие выставки музея Мурманского морского пароходства в областном краеведческом музее. Там же будет встреча с мурманчалами, которые наверняка зададут вопрос о том, каково это - быть женщиной-капитаном? Из эпизодов курьезных Людмила Анатольевна, возможно, расскажет такой.
Примерно год назад судовой агент оформляла пропуск для родственников экипажа теплохода «Капитан Воденко» в бюро пропусков торгового порта. Прочтя в графе «степень родства» слова «муж капитана», сотрудница растерялась: «Вам надо к начальству, я не могу без его разрешения оформить пропуск».
Вопрос, конечно, разрешился и без начальства после короткого пояснения. Но ведь и правда, нет у слова «капитан» женского рода!
А из дорогих историй, возможно, расскажет Людмила Тибряева мурманчанам о своем знакомстве с писателем Виктором Конецким, чьими книгами зачитывалась, как и большинство моряков. В повести «Последний рейс» среди героев есть и она. В своем же очередном рейсе Людмила будет с радостью читать только что вышедший и подаренный ей солидный сборник «Виктор Конецкий: ненаписанная биография».
А в день сорокалетия своей морской судьбы среди других поздравлений она получила телеграмму из Санкт-Петербурга.
«Глубокоуважаемая Людмила Анатольевна! Сердечно поздравляем вас с трудовым юбилеем, сорокалетием служения русскому флоту и людям моря. Ваша жизнь, четкое следование законам нравственной дружбы, любви, морскому братству являются предметом гордости для всех нас, друзей и учеников Виктора Конецкого. С почтением - генеральный директор морского фонда имени Виктора Конецкого Татьяна Акулова-Конецкая, председатель правления фонда Андрей Бабуров».
Но Людмила не загордилась от высоких слов. Она вообще-то довольно скромный человек, несмотря на свою, как теперь модно говорить, эксклюзивность.
Наталья ЧЕСНОКОВА.
Добавлено спустя 54 минуты 11 секунд:Еще одна статья с
http://www.b-port.com«Да ведь твой прадед меня учил!»
Эпизоды необычной выставки в краеведческом музее
Дедушка, а что за работа у тебя? - спрашивает внучка деда-капитана.
- Капитан - самая бесполезная должность на корабле. Вахты не стоит, занимает самую лучшую каюту, получает больше всех денег. Но кроме капитана, внучка, никто не может изменить курс корабля.
Ветеран капитанского корпуса Иван Павлович Лопатин рассказывает старый анекдот, а зал смеется. Особенно - мальчишки в форменках с гюйсами, учащиеся морского класса 53-й мурманской школы.
Их пригласили на открытие выставки музея Мурманского морского пароходства в областном краеведческом музее и встречу с ветеранами предприятия. И, судя по тому, как живо шло общение, этот день им запомнится.
- Ребята, а почему вы выбрали морскую профессию? - спрашивает капитан Людмила Анатольевна Тибряева.
Ребята начинают подталкивать в бок соседей: «Ну давай ты, ну скажи».
Наконец, набирается храбрости старшина группы Георгий Скобелкин:
- Хочется побывать в разных странах, увидеть мир Работа интересная, и заработки хорошие.
Его товарищи переглядываются, тихонько смеются.
Улыбались здесь и пожилые, и юные часто. И потому, что истории интересные звучали, и потому, что очень доброжелательные отношения возникли на встрече, которую принято относить к «мероприятиям».
Еще один действующий капитан Руслан Борисович Игрицкий, который уже почти пятьдесят лет управляет судами пароходства, начал с серьезного совета.
- Если вы решили избрать морские профессии, сначала подумайте: готовы ли к самому тяжелому - отрыву от дома, от родных? А еще внимательно отнеситесь к изучению английского языка и досконально осваивайте компьютеры. Сейчас в море без этого нельзя. Не знаю, как теперь преподают английский в училищах, у нас было всего четыре часа в неделю, и это очень мало. Конечно, учиться вы будете в течение всей жизни, но чем лучше освоите основы сейчас, тем успешнее будете продвигаться потом.
Руслан Борисович - один из самых молодых капитанов в истории пароходства, он стал им в 26 лет. Сейчас ему прилично за семьдесят, но выглядит он так, что дай Бог каждому. Есть секреты?
- Я всегда занимался спортом. Сначала - академической греблей, потом в училище - боксом, и всю жизнь делаю зарядку. Если минут сорок не разомнусь, чувствую себя разбитым. Курил много, но 12 лет не курю и вам не советую. Выпить могу, но знаю меру. Есть такая давняя поговорка: «Моряк должен уметь подходить и уходить от стола, подходить к причалу и женщине».
Мальчишки из морского класса переглядываются и тихонько хихикают, ветераны довольно улыбаются.
Море учит многому, не только профессии, но и особому отношению к людям, подолгу живущим вдали от дома, в замкнутом пространстве, где психологический климат важен не менее, чем исправная работа механизмов.
Людмила Тибряева вспоминает эпизод двадцатилетней давности, запомнившийся навсегда.
На одном из сухогрузов, где она была старшим помощником капитана, в кают-компании накрыли праздничный обед. Когда подошло время десерта, оказалось, что в стаканах с обязательными на судах подстаканниками нет чайных ложек. Она спросила буфетчицу:
- А где ложечки?
Та метнула выразительный взгляд и ответила коротко:
- Возьмите и принесите.
Офицеру-мужчине, конечно, такого бы не сказали. Но старпом -женщина, и должна была понять, что буфетчица и так с ног сбилась, чтобы накрыть праздничный стол. Людмила Анатольевна начала помогать ей.
Анатолий Алексеевич Черепанов, председатель Мурманской ассоциации капитанов, после этой истории, прозвучавшей на встрече в музее, тут же обращается к сидящей рядом с ним женщине.
- А вот вам - буфетчица, ну-ка, Зинаида, расскажи, сколько ты посуды разбила?
Зинаида Петрова, явно не готовая к экспромту, сначала смущается, а потом вдруг выдает:
- Ну да, только начинала работать, несла поднос с посудой, открыла дверь, нас качнуло, дверь со всего размаху на меня, - все на полу в осколках. Но я уж тогда лучше про другое скажу. Тут вот все про капитанов, иногда про боцманов вспоминают, а сердце судна, между прочим, в машине. У меня вот муж всю жизнь механиком отходил, а приезжаем как-то в Полтаву, на родину, его спрашивают: «Слушай, Валентин, ты уже двадцать лет в море, и все механиком, а когда же капитаном станешь?»
Зинаида и Валентин Петровы стали героями фильма Юрия Визбору «Мурманск-198», когда работали вместе на ледоколе «Капитан Сорокин». Встречи со знаменитым человеком запомнились на всю жизнь. И так получилось, что на следующий год после съемок фильма они поженились, а еще через год, точно в День работников морского и речного флота, у них родился сын. Морская биография Зинаиды на этом закончилась, Валентин Николаевич расстался с морем не так давно.
Вспоминали и о встречах с Виктором Конецким, а потом, когда открылась выставка музея ММП в областном краеведческом, ветераны и молодежь с интересом разглядывали стенд о моряках-писателях, бывших частыми гостями пароходства и работавших в нем.
На встрече этой открылась еще одна, удивительная сплетением судеб история.
Фамилия одного из учеников 11-го морского класса 53-й школы - Цируль. Когда он назвался, ветераны дружно обернулись к задним рядам, где сидели ребята.
- Так у нас же теплоход был «Капитан Цируль».
Даниил, так зовут парня, скромно сказал:
- Это мой прадед.
Семья Даниила - очень известная в Архангельске и Мурманске. Именем прадеда назван один теплоход, прапрадеда - другой - «Георгий Наливайко». Всем известен капитан Мурманского морского пароходства Валерий Германович Антипин - дед. Отец, правда, дошел до второго помощника, сейчас работает в «Инфлоте». Даниил хочет стать капитаном, иной мечты просто не было. Мы разговариваем с Даниилом, и тут подходит к нам Иван Павлович Лопатин.
- Так ведь это твой прадед, Владимир Федорович Цируль, меня учил. Он у нас в Архангельской мореходке был начальником судоводительского отделения.
Мальчишка, с почтением глядя на капитана, слегка растерялся. Наверное, тоже подумал: как же тесен этот мир! А человек, которого учил его прадед, сам уже выучил на практике не одного капитана...
К открытию выставки народу в областном краеведческом музее собралось столько, что едва уместились в зале, где расположился «музей в музее». Генеральный директор ММП Александр Медведев и капитан Людмила Тибряева перерезали ленточку. И Александр Михайлович на открытии пояснил, почему сразу поддержал эту инициативу.
- О Мурманском морском пароходстве знают все, но однажды я понял, что о нашем музее - не очень многие. Теперь, надеюсь, у него будет больше друзей. Вообще эта инициатива - показать историю города, края через историю предприятия и его музей - надеюсь, будет удачной.
Председатель областной думы Павел Сажинов очень искренне пожелал удачи этому почину, но особо отметил важность такого аспекта:
- Мурманское морское пароходство продолжает историю освоения Арктики, начатую в давние времена нашими предками-поморами. Она хранится в музее, пароходство активно развивает свою деятельность, и это особенно важно сейчас, когда наблюдаются попытки интернационализировать Северный морской путь и те ресурсы, которыми богата Арктика. Но такие выставки, как эта, еще раз подтверждают - это наше богатство, принадлежащее россиянам, и мы это право никому не отдадим.
О самом проекте «музей в музее» говорили и директор областного краеведческого Дмитрий Жалнин, и заведующая музеем пароходства Валентина Карепова, и начальник пресс-службы ММП Владимир Блинов, и заместитель председателя областного комитета по культуре и искусству Александр Баранников. Они уверены, что это прекрасная возможность открыть доступ к разным страницам и граням истории нашего края более широкому кругу людей. Нынешняя экспозиция - первая ласточка, уже в этом году, есть надежда, появятся и другие. А в будущем, - и в этом убеждены многие участники хорошего и полезного события, - хорошо бы дать возможность ведомственным (а таких у нас в области немало) и городским музеям из Полярного, Кировска, Мончегорска, других уголков полуострова представить свои бесценные материалы в Мурманске. Но для этого, конечно, потребуется поддержка и областной думы, и правительства области. У маленьких музеев, живущих на крайне скромном бюджете, своих средств на такие проекты явно не найдется.
А выставку из музея пароходства в областном краеведческом рекомендую посетить. В ней живо предстают и глубокое прошлое, и перспективное настоящее одного из самых известных и важных для нашей области предприятий.
Наталья ЧЕСНОКОВА.