Компания «ИНТАРИ» завершает разработку проекта требований Российского морского регистра (РС) судоходства по использованию газа в качестве топлива на судах, не являющихся газовозами.
Как известно, в настоящее время в соответствии с Требованиями Приложения VI МК МАРПОЛ происходит планомерное ужесточение требований к содержанию оксидов серы, азота и углерода, а также твердых частиц в выбросах морских судов. При этом наиболее жесткие требования уже с 1 января 2016 г. будут введены в действие в Районах Контроля Выбросов (Emission Control Areas - ECA), к числу которых относятся Балтийское и Северное моря, прибрежные воды США и Канады, Карибское море, Средиземное море, побережье Японии, Малаккский пролив и ряд других.
Учитывая, что маршруты основной доли морских грузоперевозок России проходят через Районы Контроля Выбросов (ECA), в частности - через Балтийское и Северное моря, для судов отечественной постройки необходимость соответствия экологическим требованиям становится особенно актуальной задачей. По мнению многих мировых экспертов, наиболее экономически выгодным методом борьбы с выбросами вредных веществ с судов является переход мирового судоходства на применение газового топлива. По опыту эксплуатации судов-газоходов, дополнительные расходы на постройку судна окупаются за первые 5-8 лет эксплуатации за счет более низкой цены на природный газ в сравнении с другими видами топлива. Этим обусловлено то, что если десять лет назад суда-газоходы строились в единичных экземплярах и были технической экзотикой, то в настоящее время - они строятся серийно и в мире насчитывается уже около 100 судов-газоходов различных типов: паромов, танкеров, транспортных и прогулочных судов. В ближайшие десять лет только реализация уже принятых планов строительства приведет к росту количества судов-газоходов как минимум до 250-300 единиц. При этом, учитывая, что практически во всех опубликованных в течение 2011 г. концептуальных проектах судов будущего - от супертанкера, до круизного лайнера, применение энергетических установок на газовом топливе является обязательной опцией, в действительности количество судов-газоходов в ближайшие годы может увеличиться многократно. Многие специалисты уверены, что перевод судов на газовое топливо будет носить в ближайшие годы массовый характер и уже к 2020 г. в мире будет 800-1000 судов-газоходов.
Однако применение газа на судах связано с появлением новой неспецифической для них ранее дополнительной опасности - возможности утечки газа в машинном отделении с возникновением взрывоопасной концентрации газа и риском объёмного взрыва.
В этих условиях задача классификационных обществ - разработать комплекс соответствующих требований по проектированию и постройке судов-газоходов, обеспечивающих безопасность их эксплуатации.
Для того, чтобы отсутствие нормативной базы не препятствовало применению газа на судах, в Регистре было принято решение разработать требования для судов, работающих на газе, поручив подготовку проекта документа компании «ИНТАРИ», уже имеющей опыт разработки проекта требований РС для судов-газовозов, перевозящих сжатый (компримированный) природный газ. С проектом требований Российского морского регистра судоходства по использованию газа в качестве топлива на судах, не являющихся газовозами, специалисты смогут ознакомиться 22 сентября на Одиннадцатой Международной конференции по судостроению, судоходству, деятельности портов и освоению океана и шельфа «НЕВА-2011» в совместном докладе специалистов РС, «ИНТАРИ» и «Газпрома».
|