| | |
| Эка как всех задела тема типсов.... | |
| | |
Тема типсов ИМХО крайне неоднозначная, поэтому так живо все реагируют.
Приведу несколько примеров из собственного опыта.
Когда я работал на пассажирском ледоколе в Арктике (и Антарктиде) - нам приходилось "уплотняться", т.е. все члены экипажа переселялись друг к дружке и жили по двое-по трое. В том числе и комсостав. Не надо мне говорить, что это незаконно - я уже согласен с таким мнением. Тем не менее родное пароходство не считало, что за житие в стесненных условиях надо платить. Но здесь очень кстати оказалась привычка пассажиров (большинство которых были - догадайтесь? - американцами) давать "типсы". Надо заметить, поначалу они давали типсы лично в руки, и разумеется - только тем, с кем контактировали непосредственно - т.е. пассажирской службе. Остальные тогда возмутились, поскольку оказалось, что их нищенская зарплата
заметно меньше тех типсов, которые получали "пассажирские" девочки. Получалось, что горничные получали больше, чем штурмана-механики, и уж тем более - чем матросы-мотористы. Чтобы восстановить социальную справедливость, фрахтователю было предложено типсы (кстати, по-русски они называются "чаевые") на руки членам экипажа не давать, но вместо этого опускать в специальный сейф с прорезью, который потом вскрывался в конце сезона, и все деньги, вынутые оттуда, распределялись всем членам экипажа пропорционально их окладов - капитану/старпому побольше, дневальным/поварам поменьше. Но повторяю - чаевые получали все, причем более или менее равномерно. Это была как бы вторая зарплата, которую мы считали компенсацией за стесненные условия проживания и за напряженные условия работы. Не буду описывать, в чем напряженность заключалась, каждый по своей профессии может себе представить, о чем речь. То есть НЕ Я платил чаевые, А МНЕ платили. Чаевые. Кое-где такая схема до сих пор существует. Кроме того были такие доплаты, как например, за погрузку багажа. Чемоданы у амеров неподъемные, каждый с собой везет не менее двух, грузить эти чемоданы было некому - и фрахтователь предложил экипажу. Разумеется, не бесплатно. По доллару за чемодан, если память мне не изменяет. Вы будете смеяться, но за чемоданы едва не случилась драка, поскольку желающих набралось многовато. Решено было разделиться на две "бригады", и таскать чемоданы по очереди. Среди таскающих были замечены старший помощник и главный механик (царствие небесное обоим). Не осуждаю их, зарплаты смешные были тогда у всех, и каждый старался срубить копеечку где только возможно. Я чемоданов не таскал, считал что и без меня справятся. Такая история имела место быть в конце девяностых, 1995-2002 год.
В современных круизных компаниях дела обстоят иначе. Пассажирам заранее объявляется, сколько чаевых от них ждут. В Кариббеане, например, сумма была 12.50 долларов с человека в сутки, потом с большим скрипом года три назад ее подняли до 13.75 кажется (Сергей, поправь меня, если я ошибаюсь). Можно внести всю сумму по безналу (с карточки) сразу в начале круиза, можно наличными в конверте в конце - на усмотрение клиента (пассажира то есть). Но есть еще такой нюанс: таковые типсы пассажиры имеют право похерить (не знаю правда по каким критериям). Амеры этим правом активно пользуются. Я слышал, что нередко случается, когда пассажиры первое что делают на пароходе - канцеллируют типсы, якобы по причине неудовлетворительности сервиса, предоставленного экипажем. То есть экипаж еще не имел возможности показать, какой предоставлен сервис - а чаевые за этот сервис уже похерены по надуманной причине. Так что амеры хоть и весьма "дающая" нация - но тоже не без нюансов. Там же в Кариббеане, кстати, есть пароходы, где штурмана обязательно дают типсы за заказ жратвы из Room Service на мостик, а есть такие, где этого не делают принципиально. Были у меня и такие, на которых Room Service не разрешалось заказывать на мостик вообще. На каждом пароходе индивидуально, и везде есть на это свои причины.
В другой компании я работал - там про чаевые никто со мной не говорил вообще. Я не получал чаевых и не давал чаевых. Я вообще считаю, что чаевые присутствуют там, где судовладелец не хочет платить достойную зарплату (и согласен с Аллойдом на этот счет). В Кариббеане например. Там компания считает, что основным мерилом качества оказываемого сервиса именно и являются чаевые: якобы, если оказан некачественный сервис - то за него не нужно и платить. Доходит до смешного: зарплата на некоторых должностях составляет 50 долларов в месяц. Да-да, не удивляйтесь, в 21-м веке. Правда, должностей таких очень немного. Вместе с тем хочу заметить. В Кариббеане в пассажирской службе члены экипажа оплачивают свои билеты на пароход, хотя оные билеты и покупает компания по своим договорным тарифиам (например, долететь из Майями в Мурманск с двумя пересадками стоило 786 долларов лет 8 назад). Попробуйте самостоятельно купить эти билеты - выйдет штуки полторы. Кроме того, пассажирская служба оплачивает свою форму - а это тоже хоть и небольшие, но деньги. И получается, что в первые два-три месяца в пассажирской службе вы работаете абсолютно бесплатно - отрабатываете те деньги, которые на вас потратила компания. Как по мне - так это завуалированное рабство, поскольку случись что - вы не можете отказаться и уехать даже за свой счет домой: денег же вы еще не заработали? Я кстати уже где-то на Мореходе упоминал об этом. В том же Кариббеане мне предлагали платить типсы человеку, который убирал мою каюту - я иногда платил, иногда нет. Надо сказать, для горничных работа на каютах комсостава считается офигенным наказанием - потому что типсов не платят большинство офицеров, и поэтому горничные работают в офицерских каютах спустя рукава, или предпочитают не работать вообще, дай только повод.
Теперь такое еще наблюдение. Года три назад в Майями мне довелось ехать в аэропорт на такси, наличных не было, я расплатился карточкой. При оплате была опция платить чаевые 10-15-20 процентов. Я столкнулся с этим впервые и попросил водилу мне подсказать, что тут к чему. В результате он вбил мне 20 процентов (я сделал вид, что не заметил) - и счет со 103 долларов вырос до 124. Компания мне конечно вернула эти деньги, но осадочек остался. В барах-ресторанах в Штатах когда вам выписывают счет - там внизу для вашего удобства уже указано, сколько будет 10 процентов с вашего счета, сколько 18, и сколько 20. Платить же или не платить - таки остается на ваше усмотрение. Но персонал ОЧЕНЬ обижается, если вы не платите. Это расценивается почти как личное оскорбление. Хотя я, например, считаю, что требовать от меня чаевые - это уже оскорбление в мой адрес.
Заметьте еще такой нюанс. В счетах в некоторых наших ресторанах исчезла графа "за обслуживание", и официанты очень настойчиво намекают, что сверх счета надо накинуть им, официантам, за сервис. У меня такой вопрос: а они что, не получают зарплату? То есть - за что я плачу, оплачивая счет в ресторане? Только ли за то, что я сел за стол и покушал? А за "доставку" еды официантом с кухни мне на стол что - надо платить отдельно? Что за бред? Я так понимаю - ресторан выставляет мне счет, в который включены ВСЕ выплаты, причитающиеся ресторану за ВСЕ услуги, которые мне предоставлены: приготовление пищи, доставка ее на стол, аренда этого стола за время, проведенное мной за столом, за отопление наконец... Так какого же xepa я должен еще что-то платить? Обратите внимание, что ресторанная наценка на спиртное, например, всегда была 200% - за что с нас дерут такие деньги? Цены на жратву в ресторанах тоже растут как грибы после дождя - чьи услуги дорожают опережающими темпами? Да, чаевые в наших ресторанах тоже были всегда, даже в советское время. Но их от нас никогда не требовали. Это никогда не было заменой зарплаты. Это было, если хотите, некоей "премией". Так что ИМХО мухи отдельно, а котлеты отдельно.
Вот, как-то так...