Созрел на рассказ. Давно пора бы, но откладывал, ожидая когда все концы свяжутся, чтобы можно было подвести промежуточный итог. Уже совсем подошла дата второго рейса, в понедельник вылетаю в Китай. Но вот и моя история. Писал по возможности кратко, пропуская кучу подробностей и своих мыслей, но всё равно получилось много букв. Ладно, раз в год можно, модератор наверное поймёт. Тем более, что из сообщений, которые обнаружил в личке, ясно, что рассказ востребован. Кому надо пользу извлечёт, кому не надо читать не будет.
Рейс начался ошеломляюще неудачно. На доукомплектовку в нашей партии ехало 38 человек. 20-го декабря 2014 г. вышли на буксире из сахалинского Корсакова и скоро были на борту БМРТ "Капитан Фалеев". Примерно половина из нас ехали именно на "Фалеев" им повезло больше всех. 23-го числа подошёл "Илья Коновалов" и принял на свой борт 12 человек. "Коновалов" в тот период прогремел на весь БАМР инциндентом с тремя жмуриками. Они отравились некачественым спиртным. Так что у парохода была кадровая проблема. 27-го декабря 4 человек забрал "Механик Брызгалин", 28-го числа 3 человек "Аэронавт". Нас осталось четверо, которые предназначались на "Николай Чепик".
Уже к Новому году вынужденное безделье превратилось в пытку. Да, что там уже через 3 дня быть пассажиром надоело. Информация о том когда подойдёт наш пароход отсутствовала. Это нервировало больше всего. В первых числах января двое из нас не выдержали и попросили кэпа "Фалеева" переписать их на своё судно. После новогодних праздников он это согласовал. Больше свободных мест у "Фалеева" не было, да и заканчивал он работу уже в апреле, а я нацеливался на долгий рейс. Хотя не знаю даже до сих пор, как бы я поступил, если бы там были ещё места. Потому что настроение было крайне депрессивное.
12-го января мне удалось через кэпа "Фалеева" поговорить с берегом с начальником отдела кадров БАМРа. Тому было явно неловко из-за создавшейся ситуации, но он был вежлив и не перебивая слушал меня минуты 3. Я сообщил всё, что хотел сказать. Что 23 дня на борту "Фалеева"; что сейчас когда двое из нашей группы переписываются на "Фалеев" у капитана "Чепика" станет ещё меньше мотивации забирать оставшихся, чем было до сих пор; что в декабре своих членов экипажа забирали "Илья Коновалов", "Механик Брызгалин", "Аэронавт", а "Чепик" от этой миссии уклонился; что маяться без работы жутко тяжело. Обратную связь начальник отдела кадров сказал даст в течение суток. Произошедший разговор сильно взбодрил. Но за ним фактически ничего не последовало...
Всё когда-нибудь кончается, кончилось и это. 24-го января ночью "Николай Чепик" наконец-то явился за своими вновьприбывшими членами экипажа. Было это уже в Охотском море. Пассажиром проплавал 35 дней. К этому времени один из тех двух, что переписался на "Капитан Фалеев" успел написать заявление об увольнении. Чего он начал метаться осталось загадкой. Это был здоровый парень под два метра, весь в наколках, сидевший. Ещё в дороге на берегу он выделялся неумеренной любовью к алкоголю и чрезмерной (на мой взгляд) общительностью. В общем это был персонаж из того популярного в море психотипа, который за любой кипеж кроме работы. Ещё не успел приступить к работе, а он уже доподлинно знал, что нас наябывают по зарплате, что капитан пидор и в том же духе. До этого, по его словам его наебали в ДВМП. Странно почему он выбрал следующим местом работы БАМР, неужели он ожидал здесь золотые горы. А впрочем, если бы нас сразу забрали может быть всё было бы для него по-другому. Но это вопрос философский.
Далее. Хорошо, ты уволился по собственному, но это не берег. Где раз - два и ушёл куда глаза глядят. Ты опять превращаешься в пассажира на неопределённый срок, но (!) за проживание на судне уже обязан платить - 1 тыс. 600 р./сутки. Видимо на этой почве у него крыша окончательно поехала и история эта кончилась трагически. Уже в конце зимы (он всё ещё чалился на "Фалееве"(!)) до нас на "Чепике" докатилась весть, что парень устроил поноживщину и кого-то из экипажа порезал. На борт "Фалеева" прилетал вертолёт с полицией и врачами. Получил новый срок очевидно.
Добавлено спустя 1 минуту 6 секунд:
Для меня с 24-го января потянулись трудовые будни. Режим работы 8х8 часов. Только на перегрузах он менялся на 6х6. Мастер поставил сразу на инспекцию, а куда ещё ставить человека, который вообще первый раз в цеху? Там обычно работают молодёжь, подвахта, женщины. Хотя и женщины разные бывают. Некоторые и за бадером стоят не хуже мужиков. Есть и обратные примеры, кто-то 20 лет в море, а стоит на инспекции и никуда не рвётся. Темперамент такой. Мне же эта работа скоро осточертела. Идёт на ленте конвеера гора филе минтая, а ты ручками выбраковываешь филе с костями, плавниками, кровью. Я физиологически человек мерзлявый. Хорошо когда работа такая, что какой бы минус не был прошибал пот от нагрузок. А тут стоишь сопли глотаешь, руки стынут, ноги стынут, да ещё какая-нибудь падла на мозги капает - вот кость пропустил, вот кровь пропустил)))
30-го января встал главный двигатель. Колдовали над ним те кому положено около 3 суток. 3-го февраля едва приступив к работе, тут же её свернули. У одного из членов экипажа из команды добычи возникла проблема с сердцем. Повезли его в Магадан. Вокруг Магадана сплошной панцырь из льдов. Пробивались сквозь них. За бортом сплошной шорох, скрежет, громыхание. А все уже выспались когда двигатель стоял. Это когда работа напряжённая, тогда спишь после как убитый, хоть из пушки стреляй. На дорогу туда-сюда убили ещё трое суток. На обратном пути опять мотор умер, встали во льдах. А пошли не по своему следу, а видимо срезали там штурманА дорогу, хотели как лучше, а получилось по пословице. Несколько часов простояли. И ощущения были не самые приятные. Когда информацией не владеешь остаётся лишь строить предположения и догадки. Была даже версия, что вызволять нас будут ледоколом - а это огромные бабки для работодателя. А это гарантированное лишение премии в рейсе, который ещё толком не начался. Но всё же благополучно запустились и в раскачку вперёд - назад прогрызли наиболее сложный участок, а потом пошли ровно. Странно, но больше за весь долгий рейс главный двигатель не подводил.
На "Капитане Фалееве" за тот срок, что я там был дважды вывешивалась сводка работы по всем судам компании. На "Николае Чепике" почему-то так не делалось. К весне я стал томиться от дефицита информации. Естественно среди матросов были свои знатоки, кто корешился с младшими штурманами, что-то можно было узнать у мастера. Но я всегда любил иметь дело с официальной информацией, с чёткими цифрами, а не с какими-то полумифическими историями, рассказанными в курилке. Старички говорили меньше знаешь, крепче спишь. Ещё говорили, что лучше не мельтешить с просьбами перед начальством, таких не любят и запоминают. Но я пошёл сначала к старпому. Он отфутболил к капитану. Я встретился и с капитаном. Тот выслушал моё желание регулярно получать оперативную информацию о результатах фактической работы. Спросил зачем. Получил ответ, что для мотивационной составляющей моей повседневной жизни. Сказал, что может предоставлять такую информацию хоть каждый день и даст соответствующее распоряжение. И действительно к полуночи перед столовой появилась табличка с оперативными данными. По моей просьбе там были включены сведения с начала рейса. Мне уже было известно, что план по лемонеме в ИЭЗ Японии "Чепиком" не выполнен и по макрурусу и по минтаю у Северных Курил тоже. Интересно было насколько не выполнен. Форма таблички была не совсем удобной, было указано кол-во вылова и готовой продукции (заморозки) без процента выполения плана. Я вычислял его сам исходя из взятого в отделе кадров БАМРа в Находке рейсового задания. Согласно предоставленной информации лемонемы было добыто 349 тонн при плане 800 тонн, т.е. 43%; минтая 584 тонн при плане 1 260 тонн, т.е. 46%, макрурус же не ловился вовсе. Я-то, наивная душа, думал они от рыбалки оторваться не могут, чтоб матросов своих с "Фалеева" забрать, а выходит они и не ловили ни хрена. Любопытно, что большинство в таблице без помощи совсем не могли разобраться, у них не было рейсового задания (не удосужились взять), многие вообще имели смутное представление об общем плане. Но в целом информация весь рейс экипажем изучалась и была не лишней.
Рыбалка на промысле минтая в Охотском море продолжалась до 4-го апреля. По рейсовому заданию она должна была завершиться 1-го апреля. Однако к этой дате нам немного не хватало до 100%-ного выполнения плана, поэтому чуть переработали. Результат плановые 5 тыс. 250 т. вылова был достигнут.
Перебежали к Северным Курилам. Здесь по рейсовому заданию должны были ловить кальмар и макрурус. Но кальмар отменили, не сезон. Вместо него дали сельдь. Но и она ловилась плохо. Промысел проходил во льдах, классные фотки наделал. Из выделенной квоты 500 т., взяли 200 т (40%). Макруруса из 720 т., взяли 266 т (37%). После успеха в Охотском море это подействовало удручающе. Перед тягомотиной промысла в Беренговом море народ активно списывался. Только с моей смены списалось 8 человек. Правда 4-го апреля на досылку прибыло четыре человека. Двоим из них также как и мне пришлось около месяца поболтаться пассажиром. Двоим повезло, их мытарства были совсем недолгими. Между прочим, до этого в марте "Чепик" на несколько суток принял эстафетой 4 человек, которые, переодически пересаживаясь с парохода на перегрузчик, с перегрузчика на пароход, катались 2,5 месяца (!). Нужно было видеть их физиономии. Помимо тягостного безделья мозг сверлит осознание потери денег, ведь начисляется только оклад и суточные.
После охотоморской путины кэп опять перестал вешать информацию о результах. Я пошёл к нему вторично. Он встретил меня неприветливей первого раза. Сказал, что результаты плохие, зачем они мне. Я ответил, что самая непреглядная правда лучше неизвестности. Информационные листы вновь вернулись на доску объявлений и больше не исчезали до конца рейса.
Добавлено спустя 1 минуту 15 секунд:
Я долго добивался от мастера перевода с инспекции. В конце концов на период ловли сельди мастер, может быть с тайным умыслом, загнал меня в трюм. Вся курилка на сколько я понимаю предвкушала, что я запрошусь обратно. На тот момент я по общему мнению как работник весил очень мало. Почему? Об этом чуть ниже. Между тем в трюме мне понравилось, вопреки логике злопыхателей. Температура -36, у меня скоро от холода даже полопалась кожа на подушечках пальцев под ногтями. Несмотря на 2-3 пары перчаток одетых одни на другие. Но когда идут ящики, ты же не стоишь, греешься работой. Больше всего мне нравилось, что я там один. Никто на мозги не капает, командиров нет. Сам себе хозяин. Мастер первое время спускался проверять как дела, потом перестал. Один человек дополнительно в трюм требовался временно, пока морозка шла на два трюма. Поэтому следующим моим местом работы на короткое время стал бункер, помогал откидывать рыбу.
В первых числах мая перебежали к Камчатке в Карагинскую подзону. Здесь с недельку с 8-го по 15 мая ловили минтай, из плановых 325 т. взяли 229 т. (70%). С 17-го мая началась рыбалка в Беренговом море.
Мастер вернул меня на инспекцию. Я решительно запротестовал. Даже пошёл на шантаж. В это время в одной из смен дОбычи не хватало человека и я сказал, что уйду туда. Это было конечно самонадеяно в чём я в дальнейшем убедился, но подействовало. Любой мастер своих людей отдавать не любит. Кто-то там был подвинут, кто-то перемещён и я получил должность так называемого рамщика. В ней и доработал до конца рейса. Вот эта работа оказалась то что надо для меня. Под робу уже ничего не надевал, даже майку. Пот льёт ручьём. Ты постоянно в движении с металическими рамками. В узком пространстве надо так распорядиться, чтобы успевать и помех никому не создавать. Порой бывали шторма, для рамщика дополнительная забота - держатели с рамками необходимо было обвязывать, а то всё летит.
Главное, работы в Беренговом море было куда меньше чем в Охотском. Грубо говоря фабрика работала в среднем 2 часа из 8 положенных за смену. За сутки общий подъём с трала обычно составлял 40 - 50 т., редко больше, когда вдруг на короткое время нападали на косяк рыбы. Так вот рамщик как и вся выбивка часа на 2 больше всей фабрики работает. Выглядело это примерно таким образом. Начинается смена, рыбы ещё не взяли, но за "врагами" выбивать шкафы надо. 2-3. Это примерно час. В выбивке участвуют 4 человека: выбивщик шкафов, рамщик, стармос на упаковке и трюмный. Остальные в это время досыпаются, докуриваются, додрачиваются. Взяли рыбу, два часа поковырялись, всё - замываются. А выбивка выбивает уже свои шкафы.
Я сам просился на выбивку, потому что мне было скушно иметь столько свободного времени. Получая необходимую нагрузку, я сохранял хороший аппетит и сон. Как убивали время остальные, как им спалось, вопрос отдельный. Бесконечные посиделки, разговоры за жизнь. Видно, что человек мается от скуки. Но нет, на работу не попросится, в падлу. И на смену идёт, ворчит, скулит, ноет. Как только работа прекратилась бежит с посветлевшим взором... чтобы опять маяться. Вот психология.
3-го июня была последняя потеря матросского экипажа. Списалось двое. Причём им предстояло на подвернувшемся танкере следовать в Ванино, а от туда уже выбираться своими силами как хочешь. Но даже эти мытарства их не удержали. Перед тем 20-го мая было и последнее пополнение, 5 человек. Одна женщина, нормально работала, и четверо молодых парней лет по двадцать, чуть по старше. Эти работой явно не горели, мягко говоря. Чего они вообще приехали не понятно. Фактически с 5-го апреля полноценной работы не было, была канитель. Хотя со мной безусловно не согласится определённая категория лиц. Их послушать так они там вкалывали на непомерно тяжёлой работе в невероятно суровых условиях и за это им причитается гораздо больше, чем оплачено.
Я в охотку подменял фасовщика, стоял на весах. Почему-то на весы положен матрос 1-го класса. Хотя часами там стоять дело кислое, почти как на инспекции, прикован как раб на галерах. Потом сломался очередной один из команды добычи и мне предложили туда пойти. Меня к этому времени уже всё устраивало, работа на рамках ни шла ни в какое сравнение с инспекцией. Но было интересно. Я пошёл, но выдержал 2,5 вахты. Мастер попался г----. Андрей Мальцев такой, на всякий случай пишу, не дай бог кому угораздит к нему, лучше отказаться сразу. Здоровый брутальный мужик, но истиричка конченная. Я беседовал с людьми, которые сами мастерами были и с ним работали, он всегда был таким. Поглядел я на это дело и пошёл к старшему тралмастеру отказываться от работы.
По рейсовому заданию финиш рыбалки планировался 14-го августа. Затем переход в китайский Далянь до 26-го августа. Однако планы скоректировали. Во-первых, уже летом Далянь заменили на Тяньцзинь, а его уже на корейский Пуссан. Возможно сыграло роль то, что в Тяньцзине к моменту когда подошло наше возвращение произошли взрывы, как сообщалось, самые мощные в неядерной истории. Не знаю. Но больней всего была задержка по срокам. К 14-му августа мы добыли 3 тыс. 851 т. минтая из плановых 5 тыс. 655 т. (68%). В итоге нас держали и держали на рыбалке и до последнего не уточнялось когда она прекратится. Последний трал ждали как что-либо самое дорогое в жизни. В итоге остановились 4-го сентября на отметке 4 тыс. 906 т. (86%). Переработали на 3 недели больше запланированного.
На общесудовом собрании кэп объявил тех лиц, которые удостоены повышенного КТУ: все мастера, все бадерщики, трюмные, икорщицы. Сказал, что все грехи, залёты простил (пьянки в основном). А жаль - это моё мнение. Также заявил, что постарается добиться от рук-ва компании, чтобы всем досрочно списавшимся премия не начислялась, но здесь от него немногое зависит.
Потом был финальный перегруз, генеральная замывка фабрики, палубы. 16-го сентября стали на рейд в Пуссане. 17-го ночью был в Находке.
Добавлено спустя 1 минуту:
Что получилось по деньгам, всем интересно. Удовлетворяю любопытство. Когда я проверил карточку на берегу на ней числилось 221 тыс. р. Расходы на судне составили примерно 6 тыс. 100 р. Из них 4 400 - спутниковая связь, 1 700 - ларёк. С последним вышло забавное приключение. Застращали меня перед рейсом как мало платят в БАМРе и я решил на всём экономить. 1 700 р. - это 6 тюбиков зубной пасты и 2 зубные щётки, которые взял в первые же дни. Больше не обращался ни за шоколадками, ни за сигаретами. Обходиться без ларька было непросто. Таких как я было всего может пара человек. Один хохол делил со мной каюту. В начале я не слишком страдал, но летом уже захотелось сладенького. Продержался из спортивного интереса. А у большинства в ведомости у ревизора я видел числились суммы 20 - 30 тыс. р. Напротив своей фамилии увидел сумму свыше 3 тыс. рублей. Отказался подписывать и попросил сверку. Ревизор публично громко возмущался (ты что думаешь, я тебя наебать хочу?). Когда отпускается товар из ларька стоимость не сообщается, поэтому у меня конечно были сомнения, что БАМР действительно закупил самую дорогую зубную пасту и щётки. Однако решил проверить. И не прогадал. Спустя пару дней ревизор отловил меня на палубе, где я делал гимнастику и пригласил к себе в каюту. Там он сказал, что случайно ошибся и предложил тысячу рублей налом в качестве компенсации, а ведомость он исправит потом. Подумал и согласился. Интересно, если он каждому приписывал не по тыщи, а по 3 и все подмахнули не глядя - это около 250 тыс. р. барыша. Правда остаётся закадкой, как он этот безнал в нал обращает потом, видимо система отлажена.
В октябре - ноябре на карточку четырьмя платежами были переведены переработка, премия и отпускные, в общей сложности 234 тыс. р. Итого доход составил 461 тыс. р. Грубо говоря 7 тыс. долларов. Те матросы, которые провели полноценный рейс заработали под 600 и за 600 тыс. р.
На последок хотел бы откровенно коснуться двух тем - физической и психологической готовности. По первому пункту особых выдающихся данных не требуется. Там и старики работают и совсем субтильные. Но у меня была проблема. Бронхиальная астма. Я храбрился, я бодрился, но в последнее время здоровье ухудшилось. Виной тому нездоровый образ жизни, который вёл. Тыщу раз пытался бросить курить, но не получалось. Требовалось резко изменить режим жизни. Это и было одной из основной причин смены профессии, если честно. Записывать себя в инвалиды под 40 лет я не соглашался.
Клин клином вышибают, думал я. Или переборю болезнь или сдохну. Взял один единственный балончик ингалятора. Обычно мне такого хватало на месяц. Т.е. уже на "Капитане Фалееве" он должен был кончиться, правда я стал его растягивать, постепенно увеличивая промежутки использования.
На первом же перегрузе в феврале я обнаружил свою физическую немощь. Ящик с морозкой около 24 кг - как полуторопудовая гиря. Только без удобной ручки. Мешок с мукой 40 кг - 2,5 пуда. Это немного на самом деле. Я гирями занимался в своё время. И штангой. Но всё это нужно часами таскать и вот тут нужна дыхалка. Я инстинктивно начал себя беречь от самого трудного - верхов - последних ярусов выше плеча. Это моментально было замечено, приметливыми в таких случаях братками-матросами. Ох, сколько было вони! Вооооот, мы получать будем одинаково, а работу ты делаешь полегче. Ну и матрос приехал.
Помню после перегруза в тот февральский день, я лежал в отдыхающую смену и не спал, смотрел в потолок. Думал.
На следующий перегруз я уже вышел отмобилизованным если не физически, то морально. Решил пусть выплюну на палубу лёгкие, но не одна сука мне не скажет больше, что я за чей-то счёт деньги получаю. Целенаправлено долбил верха. Больше всех, чаще всех. Да ещё снимал и надевал стропы парашюта от начала перегруза до конца. И так до конца рейса.
Регулярные физические нагрузки (когда не было работы, не было рыбы, я ходил на палубу делать зарядку), свежий морской воздух сделали своё дело. Примерно до мая месяца я сипел, хрипел. К маю задышал и заходил нормально. Летом уже забегал.
Со временем разговоры по поводу того как я работаю утихли. Было бы странно их вести, т.к. я работал побольше многих. И замечал - я достиг уровня тех, кто надо мной смеялся. Но пошёл дальше, а они остались на своём. Во время перегрузов не стеснялись постоянно тормознуться на покурить, на попить, на пописить, на покакать. И не такими уж работягами открылись мне корешки-матросы. Вот тут следует плавно подойти ко второй теме.
Мелкая человеческая злоба, эгоизм и хамство вечно занятых собой позёров. Сколько я слышал нытья в этот рейс, сколько скуления на тему - нас наяаааааааабывают, ёбаныыыыыыыый БАМР, нам за перегруз не платят, за швартовые не платят, аяйай. Сколько было соплей по поводу кормёжки. Я скажу не соврав, ни разу не позволил себе ни одной жалобы. Я шёл в море думал тут люди настоящие, а оказалось те же нытики, что и на берегу. Иной 20-летний пацан, первый раз в море, только приехал, но уже сразу перенимает от старичков - в столовой нужно громко и грубо выражать своё недовольство постылой пищей. Иногда претензии были совсем идиотские - чё котлетки такие, поменьше не могли сделать? Какая те разница: меньше-больше, каллории по норме выдаются. Ещё такой момент. Конфеток, сникерсов нажрутся перед приёмом пищи в столовой, конечно у них аппетита не будет. Плюс работы как таковой мало: перегрузы примерно раз в месяц, а рыбы нет. Они и не работают и не стремятся, откуда аппетит?
Зато поговорить о том как подлый БАМР их обманывает по зарплате каждый горазд. Я бы на месте многих спасибо бы сказал компании, что всякий сброд в море берут. В компаниях, более тщательно подходящих к кадровому вопросу, вы даром не нужны.
Но такой "труженник" считает, что за одно только то, что он вышел в море ему нужно 150 тыс. платить. Прям так и заявляли. Брызгая слюной и пеной. Моё скромное мнение - за что? За то что ты тут котлеты жрёшь? Становись специалистом, тогда другой разговор. А то кормит его столовая, обстирывает прачка, в цеху что случилось включается наладчик. Ты вообще матрос - принеси, подай. Совесть поимей.
Только в компании, в которой члены компании положительно не знают куда деваться от праздности могут существовать подобное времяприпровождение, как перетерание косточек друг другу. Я послушал их немного и стал сторониться. Ну, о чём мне было говорить с этой братвой? Вот стандартная жалоба, мне обещали зарплату 80 - 100 тыс./мес., меня БАМР наебал. Мне становится интересно, я вот прежде чем пойти работать шерстил Интернет, общался с бывшими работниками, потом в бухгалтерии предприятия задавал вопросы. И мне было ясно, что гарантированная зарплата для матроса 2 класса примерно 25 тыс. р./мес. вместе со всеми региональными надбавками, надбавками за работу в выходные и ночью. Премия зависит от результата рыбалки. Выясняю, что эти ребята устраивались через крюинги, и крюинги им эти зарплаты и обещали. Не БАМР. При этом крюингам ещё и платили за трудоустройство от 6 до 15 тыс. р. Я когда такое в первый раз услышал, ушам не поверил. Потом убедился, что не один такой дурак на судне. И не два. Им даже не пришло в голову снять трубку и позвонить в отдел кадров БАМРа на прямую. Но считают себя крутыми людьми. Гонора выше крыши.
С некоторыми я за весь рейс даже не здоровался. Но почти со всеми возрастными матросами был в хороших отношениях. С некоторыми встречались и созванивались уже на берегу.
Первое что я сделал после возвращения, пошёл в БАМР и стал задавать вопросы по поводу существования мотивационных программ на предприятии. Меня свели со специалистом, курирующим вопросы образования кадров. Оказывается БАМР за свой счёт оплачивает обучение потенциально интересным кандидатам в мореходке г. Находки (средне-специальное) и в Дальрыбвтузе г. Владивостока (высшее). Я был готов изначально сам платить, но коли существует подобная программа, почему бы в неё не войти. Это было не просто, весь октябрь и почти весь ноябрь прошли в согласовании. Нас было 5 кандидатур. Я выбрал Дальрыбвтуз (одно высшее у меня есть, почему бы не добавить к нему второе, решил я), выбрал профессию инженер по эксплуатации судового электрооборудования и средств автоматики. Насколько я понимаю в итоге рук-во БАМРа зарубило троих, тех кто выбрал судовождение (этого добра на рынке труда навалом), а меня и ещё одного с такой же специализацией согласовал. Т.к. первое высшее у меня никак не пересекается со вторым, зачлись только общие предметы. Учиться 3 года. 50 тыс. р. + индексация - годовая стоимость обучения. Подписываю договор по которому 5 лет после обучения обязан буду отработать в БАМРе. Тяжело будет заочно овладевать профессией, но мне это интересно.
Таким образом, мысли годичной давности о том, чтобы перебежать с рыбаков на торговый флот я отклонил. Моя дорожка побежала в другую сторону. Если всё будет хорошо зарплатой буду доволен более чем.
Рассказ о рейсе втором.
Начался в декабре 2015-го, должен был закончиться в конце августа 2016-го. Продлили аж до начала октября
Задержались в ремонте в Китае. Приехал экипаж, а ремонтники по ходу больше бухали, чем работу делали, пришлось нам включаться.
Особенностью комплектации низшего плавсостава стало привлечение большой группы хабаровчан. Почти все они были перворазниками без опыта. Все мастера были прежние, завпроизводства тот же, старший тралмастер тот же и ещё с десяток матросов из прошлого рейса. Для меня стало приятной неожиданностью, что общение со стариками с первого дня проходило в русле взаимного уважения и весьма комфортно. Потому что по первому рейсу всё складывалось более чем прохладно. Однако выходит наработал себе тогда положительную репутацию. С молодёжью не общался и даже не здоровался весь рейс. Обычная дворовая шпана или просто неблизкие по интересам, образу мыслей и душевным качествам. Перворазники присматривались недолго, а потом закрутился опять этот круговорот нытья - нам мало платят, работать много и долго, бла-бла-бла. Печально, что старики порой подливали масло в огонь, вместо того, чтобы показывать пример положительный. Хотя были люди разные.
Ещё в пути на пароход я присмотрел себе сокамерника - человека пожилого, некурящего, с лицом одухотворённым))) Все 10,5 месяцев сокамерничали без проблем. Когда прибыли и многие пошли кушать, я кинулся воевать за двухместную каюту и её получил.
Мы практически на 100% выполнили план по минтаю на зимнике в Охотском. Только нас сняли дней на 10 раньше планового задания, поэтому немного не добрали. Вроде ТИНРО там залупилось. А дальше стало "интересней". По рейсовому заданию мы должны были немного потусоваться у Северных Курил, а потом передислоцироваться в Беренговое. Но планы переиграли - кальмар. А фабрика не готова, пошли спешные переделки. Сначала квоту озвучали маленькую, да и кальмар шёл вяленько. А потом как "обрадовали", что до конца рейса на кальмаре. Тут обработка опечалилась. Насколько я понимаю, даже бывалые не сидели так долго на кальмаре. Руки у людей сильно пострадали конечно.
А я работал трюмным. И к обработке почти не привлекался. Ещё в ремонте подошёл к своему старому мастеру и заявил ему, что хочу в конце рейса услышать свою фамилию в списочке на дополнительное повышенное КТУ. А потому должен работать по первому классу. Назвал 3 позиции, на которых хотел бы работать: забивка, фарш/рубашка-машина, трюм. Мастер поставил в трюм.
До 20 тонн за вахту - это на минтае, до 15 тонн - на кальмаре. Переморозил себе всё на свете, но ничего выдержал. Очень тяжело было в январе-феврале, потом втянулся. Мастер потом в конце рейса признался, что думал я попрошусь в цех))) А были мужики гораздо здоровее в экипаже, но в трюм мало кто рвался.
Несколько человек списалось по ходу рейса. Но меньше, чем в 2014-2015-м. Привезли только одного. Но он быстро сдулся. "Аллергия" на кальмар обнаружилась))) Поехал назад. Кэпа поменяли летом. Хотя он отбивался, хотел доработать, но доложил на берег о проблемах со здоровьем. Кажется камни в почках. Потом докладывал, что стало лучше, но офис приказал сдавать мостик.
Что ещё. Пили больше. Хабаровчане особенно налегали. Да и наши тоже. Много было драк. Практически после каждой пьянки у кого-нибудь рожа набитая.
Я уже не помню показатели, но что вроде 7 тыс. тонн кальмара подняли. Размечтались о сверхприбылях - деликатес, много, переработка 1,5 месяца (начиная с конца лета кальмар пёр и пёр и офис приговорил наш пароход к продолжению рыбалки). На послерейсовом собрании новый кэп расщедрился на повышенные КТУ почти для всех. Я получил 1.6. Если не ошибаюсь самый высокий пай среди матросов. Например, у трюмного из вражьей смены было 1.57. Все специалисты - электрики, мотыли и прочая подвахта остались при своих паях, т.е. многие матросы их превзошли и это подвахте не понравилось.
Но в итоге повышенные паи офис в расчёт не принял. В том рейсе резко повысили гарантийку, примерно до 45 тыс. р. матросам первого класса. Поэтому я привёз на карточке сразу чуть больше 400 тыс. р. Потом отпускными и премиальными накидали ещё тысяч 300. Народ ждал бОльшего. Мальцев, мастер обработки, попался мне в городе к зиме. Заявил, что уволился в связи с непримиримым разочарованием от премиальных. Хотя он по статусу должен быть миллионером. Но решил работать в другой компании, где платят больше и рейсы короче.
Кстати не успели прийти эти премиальные, балансовая ещё не посчиталась, а ОК уже мне звонил подписывать на следующий рейс на тот же пароход. Т.е получалось дома 1,5 месяца и снова в бой. Но мне матросом уже не интересно. Приехал в октябре сразу на сессию в Дальрыбвтуз. Сдал, сейчас март-апрель сдаю вторую сессию. Параллельно в мореходке получил учебные корки судового электрика. Хотел там проучиться, но заведение уже утратило техническую базу и откровенно стрежёт капусту, выдавая документы без всяких знаний за денежку. Преподователи до такой степени опустились, что даже теоретические лекции читать не хотят, мол допнагрузка эти заочники. Но денежку берут, не брезгуют. Так что учиться буду в море.
Пароход мне подобрали, пару месяцев в ремонте: май-июль. И потом на 10 месяцев уходим. Пароход старее на 8 лет того, на котором я 2 рейса сходил. И не филейщик. Т.е. зарплаты будут меньше. Но у меня свой интерес. Я готов потерпеть, ради будующих миллионов)))
За учебный отпуск работодатель недавно кинул 72 рубля с копейками. В апреле по второму кругу обычный ежегодный оплачиваемый отпуск, заявление на него я уже написал, ещё кинут. Так что я не работаю полгода, отдыхаю, отъедаюсь и свои дела личные делаю неспеша и в комфортном режиме.