Принимаемые Думой поправки в ФЗ-35 «Об электроэнергетике» впервые вводят в федеральный закон само понятие микрогенерации. Ее объектами признаются частные электростанции мощностью до 15 кВт. При принятии законопроекта во втором чтении было уточнено, что это ограничение касается не установленной мощности, а реально выдаваемого в сеть объема энергии, ведь ее выработка солнечными панелями и ветрогенераторами сильно зависит от погодных условий. При этом производить энергию для своих нужд могут как организации, так и обычные частники-домовладельцы. И тем, и другим закон разрешает продавать излишки энергии в общую сеть. Причем если этим будет заниматься физлицо, это не будет считаться предпринимательской деятельностью. Ранее правительство также инициировало поправки в Налоговый кодекс, согласно которым доходы от таких сделок освобождаются от уплаты НДФЛ до 1 января 2029 года.
Важным пунктом принимаемого закона стало то, что если владелец объекта микрогенерации действительно решит избавиться от излишков выработанного им электричества, гарантированный поставщик энергии, действующий в этой местности, будет не вправе отказать в заключении такого договора. Но на этом хорошие новости заканчиваются.
Взаимозачет или net metering — одна из двух основных схем поддержки микрогенерации, используемых в мире. Хозяину объекта микрогенерации это выгодно, потому что в его доме стоит двунаправленный счетчик. Ночью, в пасмурную или безветренную погоду панели и ветряки бесполезны, и потребитель берет электричество из общей сети. При этом он знает, что в конце месяца ему зачтут стоимость киловатт-часов, сброшенных в общую сеть, когда ярко светило солнце или дул достаточный ветер. Второй способ поддержки владельцев домашних ВИЭ-станций — это так называемый «зеленый тариф» (feed-in tariff): энергокомпании покупают у частника выработанные им излишки по более высокой цене, чем продают энергию обычным потребителям, а разницу компенсирует государство.
В России сразу отказались от «зеленого тарифа», но и на полноценный взаимозачет с энергосбытовыми компаниями владельцам небольших энергетических установок, похоже, рассчитывать не придется. Во всяком случае пока. На позицию депутатов повлияло письмо, которое в профильный комитет Госдумы направила статс-секретарь — заместитель министра энергетики Анастасия Бондаренко. В нем сказано, что министерство не может поддержать закрепление механизма сальдирования с применением средней розничной цены. К финальному чтению в Госдуме законопроект подошел с формулировкой, из которой следует, что энергия у частников будет закупаться по ценам, «не превышающим цены на приобретаемые на оптовом рынке гарантирующими поставщиками электрическую энергию и мощность». Говоря проще, продавать свою энергию владельцы частных электростанций будут в 1,5-2 раза дешевле той, за которую заплатят как обычные потребители.
Скорее, они предпочтут продолжить вкладываться в накопительные устройства, считает Николай Попов, генеральный директор «Хевел Ритейл» (группа «Хевел» — крупнейшая в России интегрированная компания в области солнечной энергетики). «Как участники розничного рынка мы видим отложенный спрос со стороны физических лиц — все ждут нормативную базу. Для микрогенераторов принципиально важно сохранить ключевой смысл законопроекта — возможность сальдирования объемов произведенной и потребленной электроэнергии в киловатт-часах. Этот подход был заложен изначально, и позволил бы сразу на несколько лет сократить срок окупаемости оборудования для простых потребителей. В Подмосковье при текущем тарифе около 5 рублей срок окупаемости установки на отдельный дом или коттедж не превысил бы 10 лет при сроке службы солнечных модулей не менее 25 лет», — сказал Попов Znak.com.
Илья Лихов, генеральный директор Neosun Energy (компания также специализируется на разработке автономных энергосистем, в том числе солнечных электростанций и систем хранения энергии) называет отказ от сальдирования «странным решением». На его взгляд, это противоречит и интересам потребителей, и мировой практике. Следовательно, развитие микрогенерации на основе ВИЭ в России продолжится так, как шло до сих пор — без оглядки на государство и без ожиданий, что оно будет помогать.
«Сам факт принятия Госдумой закона — это, конечно, хорошо, но, боюсь, для потребителя он в текущей редакции может оказаться слишком сложным, а значит, не станет дополнительным мотивом для перехода на собственную генерацию. В итоге потребители просто проигнорируют закон, а при принятии решения будут руководствоваться другими мотивами — в первую очередь, соображениями экономической выгоды», — считает эксперт.
Позиция Минэнерго — максимально консервативная, поясняет логику профильного министерства один из собеседников Znak.com. С одной стороны, по прогнозам правительства, на всю ВИЭ-генерацию, включая промышленную, к 2024 году будет приходиться не более 2% всего энергобаланса страны. Но с другой, Минэнерго как-то уж явно напугано перспективой массовости «солнечных крыш». Видимо, опасаясь, что это может создать ненужное влияние на энергосистему и нарушить сложившееся ценовое регулирование.
Дело в том, что сейчас вся генерация продает киловатт-часы по оптовой цене, а в розничную цену заложены расходы на передачу и сбыт, которые вынуждены оплачивать конечные потребители. Но потребителям это не нравится, и по мере возможностей, с развитием технологий они будут стараться уходить в собственную, частную генерацию, считает эксперт. Проблема в том, что поскольку принимаемый закон не стимулирует частников оставаться в общей сети, они будут от нее отключаться. Когда это явление станет по-настоящему массовым, именно оно может стать испытанием для энергосистемы, сказавшись, в первую очередь, на объемах передачи энергии. Чем меньше эти объемы, тем дороже сама передача, а значит, выше стоимость энергии для конечного потребителя и больше его желание найти альтернативу. Получается, оберегая энергосистему, регулятор тем самым рискует поставить ее под удар.