Видно, что тема катеров не особо в почете среди моряков.
Но, так как для меня эта тема близка и любима, то поделюсь опытом подбора винтов для своего комплекта : катер King Fisher 650 (Владимирские Верфи) и мотора Suzuki DF200A модели 2017 года (механическое управление).
Выбор винта происходил в 2 этапа.
Этап 1. 2018 год. Конечно, я изучил информацию о правилах подбора винтов, но изначально не хотелось тратить много денег на дорогие винты, хотелось сэкономить, да и в наличии не было достойных вариантов.
Были приобретены 2 винта - SOLAS Amita 3x15.5x13 и SOLAS 4x14.4x17 в дополнение к оригинальному винту SUZUKI 3x16x21.5 с надеждой, а может "прокатит"?!
Условия испытания:
Катер с пустым топливным баком, вес 1000 кг;1 человек на борту, вес 73 кг; Дополнительный вес в виде мотора-"докатки", топливный бак 20 л, различное оборудование - все вместе примерно 75 кг. Вес мотора Сузуки ДФ200А - 225 кг.
Итого получается около 1400 кг.
Место проведения испытания : Калининградский залив. Море спокойное. Легкий ветер. Температура воздуха 26 градусов. Положение трима мотора - среднее.
Результаты теста : TEST 1
Оригинальный винт (материал - нержавеющая сталь) не развил более 5600 оборотов.
Трехлопастной винт SOLAS Amita 3x15.5x13 (материал - алюминий) вызвал страшный перекрут, срабатывание ограничения оборотов мотора (пришлось делать reset). Впоследствии продал этот винт по хорошей для покупателя цене (винт был в использовании ровно 15 минут).
Четырех-лопастной винт SOLAS 4x14.4x17 (материал - алюминий) так же не оправдал моих ожиданий. В прошлом и в этом году не удалось его продать, если есть желающие - пишите в личку, цена на 30 % меньше покупной. Винт был в эксплуатации 20 минут.
Учитывая негативный опыт 1-го этапа подбора, решил более серьезно подойти к вопросу. Решил, что мне нужен винт диаметром 15-16 и шагом 22-23. Был заказан винт Suzuki 4x15.25x22 (материал - нержавеющая сталь) аж во Владивостоке, второй винт SOLAS (материал - алюминий) 3x15.3x23 был так же заказан "на материке", в Калининграде подобных винтов в продаже не найти.
В прошлом 2018 году не успел провести испытания, хотя очень хотелось. Так что Этап 2 проходил ровно через год после проведения первых, уже в этом 2019 году. Решил провести 2 теста, один с пустым баком, а другой - с полным.
Условия испытания:
Катер с пустым топливным баком, вес 1000 кг; 1 человек на борту, вес 73 кг; Дополнительный вес в виде мотора-"докатки", топливный бак 20 л, различное оборудование - все вместе примерно 75 кг. Вес мотора Сузуки ДФ200А - 225 кг. Итого получается около 1400 кг.
Место проведения испытания : Калининградский залив. Море - высота волны 0,2-0,3 м. Ветер до 10 узлов. Температура воздуха 26 градусов. Температура воды - 22 градуса. Положение трима мотора - среднее.
Результаты :TEST 2
Вторая часть теста проводилась через несколько дней и уже с полным баком в 250 л, погодные условия почти те же, разве что высота волны была на 10-15 см больше. Вес катера почти 1625 кг.
Результаты:TEST 3
Как видим из результатов теста, алюминиевый винт СОЛАС 3*15.3*23 ни сколько не проигрывает оригинальному винту Сузуки 3*16*21.5, что для меня было несколько удивительно. Но я рад этому, так как в этом случае могу использовать этот винт Солас и как основной и как аварийный без каких-либо опасений навредить мотору.
А вот от четырех-лопастного оригинального винта я ожидал большего. Хотя, это единственный винт в тесте, с которым мотор развил 6000 оборотов (по паспорту, максимальные обороты моего мотора SUZUKI DF200A находятся в пределах 5500-6100 оборотов).
Как видим из прилагаемых результатов, наиболее экономичным режимом является скорость 20 узлов с оборотами 3500, что я, в принципе, и ожидал, основываясь на информации о тестах моторов с сайта Сузуки.
PS 1. Во время тестов, заезжал в эллинг , чтобы поменять винты. Недалеко стояля резинка с рыбаком из моего ВМК (рыбак - женщина). В последний из заездов, она меня спросила, типа чего мотаешься туда сюда? Я ей говорю - винты тестирую... А она - а, наКуа-пуркуа? Почему с одним винтом плохо?
PS 2. Приехал в сентябре с отдыха на море, катер стоял почти месяц на воде без выезда. Вышел прокатиться - у меня расход топлива поднялся ровно в 1,5 раза! Скорость тоже упала примерно на такую же величину. Оказалось, что за это время, пока катер стоял без движения, на корпусе наросло ракушек и другой растительности. Пришлось вручную, жесткой синтетической щеткой чистить днище в доступных местах. После этого, расход топлива стал показывать в 1,2 раза больше первоначальных заехдов (когда корпус был идеально чистым). Уже в самом конце сезона, когда загонял катер в эллинг, постарался как можно лучше очистить днище. Результаты уже буду смотреть в следующем сезоне.