Нашел в одной из групп на FB: Автор - Михаил Немо. Конечно, в основном, в статье известные и очевидные факты, тем не менее будет поьезно для людей, готовящихся в капитаны, освежить знания. Ну и от себя добавлю, что одной теории тут мало. Нужна практика. Тренироваться самому вставать на якорь. Мне как то с капитанами последнее время везло, давали "самому порулить"...
"Постановка судна на якорь часть1 Постановка судна на якорь -довольно опасная морская операция, требующая внимания и определенных навыков. Ваши действия будут зависеть от водоизмещения судна, загрузки его особенностей и возможностей, (наличия подруливающего устройства, количества винтов и их конструктив - врш или фиксированный, типа пера руля) и внешних погодных условий.Я опускаю описание обязательной подготовки мостика , бака и сопутствующей бумажной волокиты, все это есть в вашей ISM. Некие общие практические правила можно кратко свести к следующим советам.- Подготовка к отдаче якоря:- проверить механическую и электрическую части брашпиля - убеждаются в том, что брашпиль разобщен, а ленточные стопоры надежно зажаты, проверяют работу брашпиля вхолостую;- сообщают цепной барабан, через звездочку которого проходит якорная цепь данного якоря;-снимают клюз-саки с якорных клюзов - отдают цепные стопоры, отжимают винтовые стопоры или поднимают палы у стопоров с накидными палами и отдают ленточный стопор данного цепного барабана;- проверяют отсутствие людей и посторонних предметов в цепном ящике и состояние уложенной якорной цепи. -Заблаговременно свяжитесь и получите у местных властей точное место вашей якорной стоянки и разрешение на постановку. -Подходить к району отдачи якоря на малой скорости ,достаточной для нормального управления судна, обычно не более 5-6 узлов. -Учитывайте направление течения и соответственно снос своего судна. -Если вы идете по течению и ветру, то при полуциркуляции (я всегда старался делать правую) для выхода на контр курс в месте вашей намечаемой стоянки вы потеряете около 3-3.5 узла без снижения оборотов ГД. -Если вы идете против течения и ветра, ваша задача упрощается и вы легко можете контролировать положение и скорость вашего судна. -Обратите внимание на ракурс судов, уже находящихся на якоре после выхода на канат ваше судно тоже выйдет на этот курс. -Планируйте ваш разворот для выхода на якорную стоянку в стороне от группы уже стоящих судов и далее маневрируйте с осторожностью к месту отдачи якоря -Если на якорной стоянке много судов, то придется маневрировать с осторожностью пробираясь между вашими коллегами. При этом все ваши развороты(если идете по течению и ветру) совершайте прижимаясь вплотную к корме судна ,которое будет стоять впереди вас, но не в коем разе не прижимайтесь к баку позади стоящего судна, можете в результате оказаться кормой на его якорь цепи. -Подсветите на карте все возможные опасности включая топляки, камни и банки. -Скорость судна при постановке должна быть не более 2 узлов, иначе рискуете потерять якорь. Я всегда сначала полностью останавливал судно и затем отдавал якорь на заднем ходу от 0.5 до 0.8узла Когда судно задержится якорем «Якорь забрал» и выйдет носом против ветра или течения, это значит судно «вышло на канат» и маневры постановки на якорь судна на этом заканчиваются. Если якорная цепь, натянувшись, ослабла (провисла) и вновь натягивается, это подергивание показывает на то, что якорь «не забрал» и нужно понаблюдать за положением судна. -Я твердо уверен, что если судно понесло, то просто увеличением вытравленных смычек уже ничего не исправишь. Придется выбрать якорь и повторить все сначала. Хотя и бытует иное мнение. -Безусловно, можно отдавать якорь на переднем ходу ,любимый способ всегда торопливых лоцманов ,но мне никогда на нравились последующие дергания. -Не упорствуйте и старайтесь чувствовать отклик судна на ваши маневры, не зря судно это-она ,в любой момент ей может не понравиться ваше решение разворачиваться допустим через правый борт и она с легкостью покатится влево. -При глубинах в месте постановки до 25м,просто приспустите якорь до воды и приготовьте его к отдаче. -При глубинах до 50м имейте смычку в воде и изготовьтесь к отдаче -При глубинах более 50м якорное устройство никогда не разобщается с мотором. -при глубинах 90-110м (бункеровка в Фуджейре и стоянка у Пирея и т.д)будьте уверены в надежности вашего якорного устройства и проверьте его с эмх и смх заблаговременно. Все операции будете совершать только током не разобщая турачки ,якорное устройство никогда не разобщается с мотором. Вы лично несете ответственность за эти операции, т.к нарушаете ПТЭ. -Следует иметь ввиду, что в соответствии с требованиями большинства классификационных обществ, якорное устройство обычных грузовых судов, должно обеспечивать выбирание отданного якоря с тремя смычками, находящимися в подвешенном состоянии. Длина смычки принимается равной 27,5 метров, следовательно, длина трех смычек составляет 82,5 метра. Таким образом, якорное устройство не рекомендуется на выбирание якоря с глубин более 82,5 метров. Кроме того все они подстраховались и заявляют, что якорное устройство не предназначено для пережидания шторма в условиях непогоды даже в защищенных бухтах. Как обычно ,вся ответственность ложится на мастера. -Самая для меня неприятная ситуация- постановка на якорь на сверх малых глубинах 5-7м под килем, такая ситуация характерна на рабочих якорных стоянках Гонконга. В результате сильных приливо – отливных течений судно крутится как волчок и однажды , выбирая свой якорь обнаружил на нем огромный крыж. Пришлось вызвать буксир и баржу со стрелой ,буксир удерживал судно на месте, а местные распутывали якорь и укладывали на палубу баржи, мой экипаж потихоньку выбирал слабину в цепной ящик. Часов 10 идиотской работы. -При расчете необходимого количества смычек учитывайте держащую способность грунта(у ила самая большая, на каменистых грунтах малая)Обычно не мудрствуя лукаво это квадратный корень из глубины в месте постановки плюс 1 смычка. Один раз я увидел утром свой серебряный якорь, у Корсики, прикрывшись от сильного волнения при ветре 40 м.сек, судно тащило всю ночь со скоростью около 1 узла по каменистому грунту на 7 смычках. -Очень большое значение имеет состояние вашего судна -в грузу или балласте ,учитывайте диаметр вашей полу циркуляции. -Обратите внимание на четкую коммуникацию с баком. И помощника и боцмана называйте по имени перед любой вашей командой по постановке, это поможет вам избежать идиотских конфузов. Все команды, подаваемые с мостика на бак, обязательно репетуются с бака на мостик .Следуя с лоцманом в Сингапуре к контейнерному терминалу, мой помощник ошибочно среагировал на команду отдачи якоря с другого судна. Пришлось отрабатывать самым полным ходом назад и получить кучу неприятностей. -При входе в Кальяо ночью с лоцманом на самом большом в мире в свое время РО-РО, поломались оба портовых буксира и при развороте влево пришлось отдать на ходу левый якорь для предотвращения навала на другие суда. В результате потерял якорь и все 12 смычек .3 последующих дня ловил свой якорь с местными вояками на их буксире и буксировал к судну. Обошлось без скандала. -Никогда не обслуживайте, тестируйте якорное устройство кроме как на якорной стоянке. В ожидании причала у Гренады в дрейфе на 1000м глубине мой опытный старпом упустил левый якорь, хорошо, что жвака-галс выдержал и мы успели вовремя поднять якорь используя свой грузовой 40 тн. кран в помощь брашпилю. Все это касается постановке на 1 якорь. Постановку судна на два якоря рассмотрим в следующей публикации. Буду рад вашим мнениям и случаям из вашей практики."
|
Rover
действительный тайный советник
Зарегистрирован: 07 мар 2007, 21:01 Сообщения: 1311
Откуда: Архангельск
Должность: Капитан
Тип судов: Heavylifts
Репутация: 1023
|