Кризис капитализма
1 июня 2005 г. в актовом зале Киевского государственного университета классик современной социологии профессор Иммануил Валлерстайн (США) прочёл лекцию «Геополитика современной мировой системы, которая быстро меняется».
Основная идея, которую профессор очень убедительно аргументировал, состоит в том, что после значительного пятисотлетнего развития мировая система сталкивается с проблемами, у которых нет решения в рамках традиционных институтов капитализма. Соответственно, в ближайшие 25-50 лет мировой порядок претерпит значительные изменения.
Напомню, что, как я уже отмечал в заметке «Кому на Руси жить хорошо?», … искусство навигации играло решающую роль в период великих географических открытий, при формировании классического капитализма, основанного на принципах разделения труда и, соответственно, широкого развития торговли. Профессия моряка в то время была героической, овеянной мифами и легендами. И самое главное - профессия капитана была активно востребована обществом!
Таким образом, подходящий к точке своей трансформации капиталистический миропорядок неизбежно приведёт к пересмотру многих вещей, в том числе и роли моряков.
Как отметил профессор Валлерстайн, основные проблемы ближайших десятилетий будут касаться борьбы за рынки, формирования новых центров аккумуляции капитала, повышения экономической эффективности регионов, взаимодействия Севера и Юга.
Прямо о транспорте уважаемый профессор не упоминал. Поэтому я попробую предложить Вам своё видение роли морского транспорта в ближайшие десятилетия, основанное на тезисах из его лекции.
Итак. Идеология свободы торговли подвергается ревизии. Возрастает протекционизм как государственный, так и региональный. Протекционизм, в свою очередь, ведёт к усилению контроля над транспортными контрактами (CIF, FOB…), транспортом. Возможно введение разного рода ограничений для судов под флагами некоторых стран. (Для моряков такие ограничения маловероятны в ближайшем будущем).
Далее. Формирование новых центров аккумуляции капитала, новых рынков изменят направления морских грузопотоков. (Скажем, Китай из импортёра удобрений станет экспортёром). Возрастёт роль транспорта, как инструмента контроля рынков. Не исключены диверсии (или акты терроризма) на морских путях. Усилятся попытки контроля за судоходством на морских путях. Наверное, это будет выражаться в усилении военно-морских флотов. ВМФ будет выступать в роли гаранта бесперебойной работы инфраструктуры морского транспорта более, нежели в роли инструмента политического давления (хотя черту между этими понятиями провести трудно).
Какие практические выводы я сделал для себя из этой лекции? Первый - моё увлечение морским административным правом вписывается в будущее развитие мира абсолютно органично. Второй – у Украины есть перспектива в развитии инфраструктуры экспортного морского образования. И, на мой взгляд, более реальная, нежели перспектива создания украинского флота.
В заключение, хотел бы дословно привести один из тезисов уважаемого профессора: - «Мы не можем предусмотреть, чем всё (трансформация миропорядка. С.Горчаков) закончится. Каждый из нас, своей свободной волей, своими действиями может изменить мир».
До встречи.
©Сергей Горчаков, 2005
|