Циркуляция масла осуществляется для:
1 - охлаждения в холодильнике и
2 - очистки его от загрязнений и продуктов износа подшипника в фильтре, а также для замены («освежения») масла в полости дейдвуда.
Охлаждение масла не является обязательным, так как дейдвудная труба омывается водой находящейся в ахтерпике и все тепло отводится через стенки дейдвудной трубы. Даже в районах жаркого климата нагрев масла в дейдвуде редко превышает предельно допустимый. Дополнительное охлаждение в холодильнике может оказаться необходимым только при повреждениях дейдвудного подшипника дающим повышеное выделение тепла. Таким образом, для выполнения условия №1 постоянной работы насоса (и холодильника) не требуется.
Очистка масла в фильтре, несомненно, полезна, но может осуществляться не постоянно, а эпизодически, раз в пол года или чаще. Некоторые производители систем рекомендуют именно такую работу.
Вместе с тем циркуляция масла имеет один существенный недостаток - она способствует эмульгированию воды, попадающей в масло. Дейдвудный подшипник имеет конструктивный "карман" в средней части по длине, в нижней части этого кармана скапливается вода попадающая в масло. Отсюда она дренируется в льяла или сборную цистерну. При циркуляции эта вода захватывается и перемешивается с маслом. Этот аргумент – против постоянной работы насоса.
Вот например какие рекомендации по эксплуатации своей системы дает компания FUYO-ENGINEERING, Япония:
1. Насос масла не должен работать постоянно. Следует запускать его на 2-3 часа каждый третий день с целью обмена масла в полости дейдвудного подшипника.
2. Перед пуском насоса следует тщательно слить отстоявшуюся воду из цистерны и из полости дейдвуда через дренажный клапан.
3. Насос следует пускать на ходу, однако при сильной вибрации или качке, лучше насос остановить и чаще сливать отстой из полости дейдвуда.
Как видите при качке насос рекомендуется останавливать. Почему?
В штормовых условиях может проявиться еще одна неприятная особенность манжетных уплотнений - их "насосное" действие. Обычная манжета, в силу своей конструкции хорошо удерживает среду только с одной стороны. Есть, правда, специальные, двусторонние манжеты, но такие, как правило, на дейдвудных уплотнениях не применяются. Во время сильной качки гребной вал начинает совершать во втулке ощутимые круговые колебания, он как бы "обкатывается" по поверхности втулки. В результате такой работы периодически возникают зоны, или "карманы" пониженого давления, в которые через манжеты подсасывается вода из за борта.
ААМ. 2004