В данное время судовладельцы, строящие новые суда, всерьез думают о сокращении электришенов. Высказывается, при этом, следующий аргумент. Механики, по долгу своей работы, обязаны знать и уметь в полной мере эксплуатировать любое судовое оборудование. При отказе оборудования стармех посредством телефона и электронной почты имеет возможность получить высоко профессиональную помощь - получить совет по проведению необходимых проверок/замеров, а так же по замене электронных карт и даже по программированию программных контроллеров. Ничего в этом сложного нет, главное, что бы у человека был живой ум. Если неисправность не удалось устранить заменой плат ("метод тыка"), то при заходе судна в порт приезжает профессионал специализирующийся именно на этом оборудовании; неисправность будет устранена быстро и профессионально. В общем, по мнению технических служб судовладельца, электришен все равно не сможет отремонтировать электронный блок, а заменить этот блок, получая советы от профессионала, может любой механик.
Большинство судовладельцев, строящих новые суда, предпочитают эксплуатировать новострои при минимуме затрат экономя на всем. Эксплуатация идет до тех пор, пока судно не начнет, как говориться, сыпаться и затем продают его компаниям, которые имеют опыт восстановления убитых судов. Здесь то и понадобятся грамотные электришены.
Из своего опыта работы на новом судне могу сказать, что далеко не каждый электришен способен освоить огромный объем информации, которая содержится в инструкциях по обслуживанию оборудования. Механики могут скрыть свое незнание ловким нажиманием кнопок: например, котел, насос, дизель – на любом судне они выполняют те же функции и не нужно иметь много ума, что бы ими управлять. Про электришена вспоминают, когда что-то перестает работать. И далеко не каждый из них может оказаться способным разобраться в истинных причинах отказа высокоавтоматизированного оборудования. В зависимости от сообразительности электришена выдумываются умные причины, объясняющие почему неисправность устранить нельзя. Как правило, все сводится к тому, что нужна новая запчасть или сервис. К тому времени, когда ненужная запчасть попадет на судно, горе электришен будет уже дома. Был свидетелем случая, когда электришен, вместо того, что бы подогнуть язычок микровыключателя (забегая вперед скажу, что данная мера полностью устранила неисправность), который перестал срабатывать, выписывает 20 !!!. . . новых, что бы заменить один и 19 в запас; хозяйственный, однако.
Управление механизмами и различными процессами (грузовые операции на танкерах, балластные операции, управление дизель-генераторами и т.д.) на современных судах производится на компьютерных мониторах при помощи "мышки" и удивительно напоминает компьютерную игру - после некоторой практики все становится легко и просто. Когда же на мониторе, вдруг, высвечивается красный индикатор сигнализации, то, случается, что экипаж не знает что он означает и почему появился. Об устранении неисправности в таких условиях говорить не приходиться. Электришен, проводивший основную массу времени с гаечными ключами, демонстрируя свое трудолюбие (а может быть скрывая свою неспособность освоить новые знания), и пренебрегавший чтением документации по оборудованию, порой даже не может определить, с какой стороны начинать поиски неисправности.
Повторю еще раз, что далеко не каждый электришен способен переварить огромный объем информации томов инструкций современных судовых высокоавтоматизированных систем: грузовых, автоматических электростанций, контроля и сигнализации и т.д. и т.п. Те же, электромеханики, чьи способности и знания позволяют им проводить диагностику, поиск и устранение неисправностей высоко интегрированных компьютеризированных систем судовой автоматики, могли бы без труда хорошо утроиться на берегу имея, при этом, не только интересную работу и хороший заработок, но и более высокий социальный статус.
В индустриально развитых странах электришенами на судах работают специалисты с образованием эквивалентным нашему ПТУ. К этому все идет и у нас. Настоящие электроинженеры, зачастую очень способные, все еще работают в море. Многие из них с удовольствием остались бы на берегу при возможности получения работы с достойной зарплатой. При экономическом подъеме постсоветского пространства такая возможность скоро представиться. Уже сейчас на рынке труда чувствуется нехватка электроинженеров знающих современное оборудование, систем управления и автоматики, английского языка и компьютера. С таким багажом найти достойную работу дающую хорошие перспективы на берегу уже не трудно.
В связи с вышесказанным хочу дать добрый совет стармехам и капитанам. Берегите людей и не давайте им повода пускаться на поиски новой, лучшей для себя доли.
--
|
Зарегистрирован: 25 июл 2003, 12:32 Сообщения: 1906
Репутация: 151
|