Мореход

Стартовая Морские новости Новости морских компаний Нелегальные мигранты и "зайцы" на судне: головная боль, материальная и уголовная ответственность членов экипажа

Нелегальные мигранты и "зайцы" на судне: головная боль, материальная и уголовная ответственность членов экипажа

altВ последнее время моряков тревожит проблема нелегальной миграции в судоходной отрасли, которая, так или иначе, затрагивает их интересы. Чтобы прояснить ситуацию для членов экипажей, специалисты рассказали, какая ответственность предусмотрена в ситуациях  с перевозкой "нелегалов" или "зайцев" на морских судах.

Так, по данным аналитиков, в отношении безбилетных "зайцев"  моряки руководствуются Брюссельской конвенцией 1957 года. И хотя она так и не вступила в силу, ее положения принято выполнять. В отношении беженцев (нелегальных мигрантов) моряки соблюдают нормы Международной конвенции о статусе беженцев 1951 года.

На сегодняшний день страны Европейского Союза сокращают финансирование программ по спасению беженцев.

Какая же ответственность лежит на членах экипажей за перевозку нелегалов?

 

Президент Дальневосточной ассоциации морских капитанов (ДВ АМК), председатель первичной профсоюзной организации моряков города Владивостока Российского профсоюза моряков (ППОМ РПСМ) Петр Осичанский рассказал: "Вопросы о "зайцах" и мигрантах тесно связаны между собой и их сложно разделить. "Зайцы" или безбилетные пассажиры зачастую это те же беженцы, которые используют нелегальные способы транспортировки в страны с высоким уровнем жизни.  Беженцы выбирают самостоятельный путь на лодках, суденышках, баржах в районе Средиземного моря, в районе Вьетнама и Таиланда. А "зайцы" используют "чужие" судна, которые уходят в рейс. Там они прячутся в надежде, что их не обнаружат. И по прибытии в пункт назначения стараются незамеченными покинуть судно, сходят на берег той страны, где планируют обосноваться".

"Если судно обнаруживает нелегальных мигрантов, беженцев в территориальных водах какой-то определенной страны и им не грозит прямая опасность для здоровья и жизни, то он вызывает береговую или спасательную службу той страны. Таким образом, забота о них переходит в юрисдикцию государства, в чьих водах оказались мигранты",– отмечает координатор Международной федерации транспортных рабочих (ITF) Сергей Фишов.

В том случае, как утверждают эксперты, если погодные условия позволяют людям находиться на судне без угрозы для здоровья, - экипаж может поделиться с ними запасами воды и продовольствия, и не брать их на борт. П. Осичанский уточняет:"При штормовой погоде и если беженцы терпят бедствие, отделаться продуктами и водой не получится, людей придется принять на борт судна и доставить в ближайший порт, предварительно предупредив об этом портовую администрацию или отвезти беженцев в порт назначения, в зависимости от ситуации. В этом случае капитан должен быть освобожден от ответственности за то, что он их привез на территорию того или иного государства. Более того, он может быть поощрен за спасение людей".

Как объясняют специалисты, если беженцы терпят бедствие в международных водах, то тогда вступают в силу международные требования по спасению беженцев согласно Конвенции о статусе беженцев от 28 июля 1951 года. Конвенция, основанная на гуманных принципах, регулирует, как необходимо поступать по отношению к людям, которые претендуют на статус беженца или находятся в этом статусе.

П. Осичанский отмечает: "Конвенция, по сути, обязывает капитана спасти беженцев, и это, с одной стороны, правильный поступок, а, с другой, вызывает недовольство компании-судовладельца, для которого это оборачивается непредвиденными расходами. Моряки неоднократно обсуждали эти вопросы на ассамблеях, конференция и других мероприятиях. Также ребята пишут различные обращения в морские организации и правительства разных стран, с целью решения этого вопроса". "В случае с беженцами вину и материальную ответственность «повесят» на капитана и членов экипажа или судовладельца. В случае с зайцами все по-другому, это связано с тем, что вина лежит на членах экипажа судна, поскольку вахта пропустила посторонних на судно по своему недосмотру. И совсем другое дело, когда в море терпят бедствие люди (нелегальные мигранты), у них может не быть воды, они могу голодать, болеть. Это другая ситуация, когда речь идет о спасении человеческих жизней", - говорит он.

Как говорят специалисты, капитан не имеет права оставить беженцев, терпящих бедствие и уж, тем более, не имеет права не вмешиваться, если люди гибнут. Если он проигнорирует это, то ему придется нести за это ответственность по закону.

Что касается "зайцев", то если его обнаружил капитан на своем судне, - он несет полную ответственность за его здоровье, жизнь и содержание. Им обязаны предоставить каюту для проживания, спальные принадлежности, одежду по сезону и полноценное питание наравне со всеми членами экипажа судна. Все это, как говорят аналитики, доставляет морякам множество проблем, главным образом, материального характера.

"Конвенция, по сути, обязывает капитана спасти беженцев, и это, с одной стороны, правильный поступок, а, с другой, вызывает недовольство компании-судовладельца. На ассамблеях эти вопросы обсуждались, и всюду говорилось, что к беженцам надо относиться гуманно. Есть Конвенция о беженцах, которая регулирует отношения с беженцами, как  с ними поступать в разных случаях. Она основана на гуманных принципах, которые приходится соблюдать, поэтому я бы сказал, не позавидуешь тому капитану, которому придется спасать беженцев. Потому что  нарушать права человека запрещено, даже если это безбилетный пассажир или нелегальный мигрант", – подчеркнул П. Осичанский.

По словам специалистов,  в случае с беженцами вину и материальную ответственность повесят на капитана, а если обнаружены на борту "зайцы" -  это связано с тем, что вахта пропустила посторонних на борт судна.

"Были случаи, когда моряки, чтобы избежать проблем, просто убивали "зайцев", а тела сбрасывали за борт", – поделились специалисты.

Так, беспрецедентный по своей жестокости случай расправы над безбилетными пассажирами произошел в 1992 году на контейнеровозе "MC Ruby" (флаг Монако). Экипаж судна состоял из украинских моряков. Когда контейнеровоз вышел из порта Такоради (Гана, Западная Африка) в порт Гавр (Франция), на нем спрятались девять ганийских "зайца", которых обнаружили во время рейса.

"Всех девятерых человек убили, затем выбросили за борт. Но один ганиец спасся и по прибытии в порт назначения незамеченным покинул судно, спустившись по якорной цепи. Он доложил о бойне во французскую полицию. В суде вина капитана была полностью доказана, участие в его дальнейшей судьбе приняли капитаны Международной ассоциации капитанов (МАК) и французские капитаны. В той истории вина капитана все-таки была налицо, пусть морального плана, но, тем не менее, была, не зря ведь приговор – 30 лет лишения свободы", – рассказал  П. Осичанский.

В этом случае в основе убийства стоял материальный интерес, - экипаж судна не хотел терять свою зарплату и принял решение всех перестрелять, выбросить тела за борт, будучи в совершенной уверенности, что это останется в тайне. 

Большинство экспертов склоняется к мысли, что невозможно скрыть ничего на судне, тем более в экипаже, где насчитывается менее тридцати человек.