В 14-16 вв. в навигации по Средиземному и Чёрным морям (а потом и на суше) большое распространение получили навигационные карты-портоланы (портуланы), на которых изображалась береговая линия с заметными отличительными признаками и размещались так называемые магнитные "розы ветров". Однако на карту не наносились величины магнитного склонения. Это стали делать, отмечать в дневнике-судовом журнале с середины 16 века (например, вторая английская полярная экспедиция 1556-57гг., дошедшая до острова Вайгач. В России на карты магнитное склонение стали наносить с начала 18 века. Как в таком случае осуществлялась прокладка курса и навигация по портоланам? Было бы понятно, если бы при построении карты она была бы изначально ориентирована по магнитному меридиану. В этом случае штурман бы определил широту (по высоте светил), определил бы по солнечным часам (по направлению наименьшей тени) направление истинного (географического) меридиана север-юг, определил бы направление магнитного меридиана по компасу и вычислил бы угол между этими меридианами - это и было бы магнитное склонение в данном месте. Далее он мог бы передвигаться какое-то время по компасу и портолану, до следующего вычисления склонения. Однако я не мог нигде обнаружить информацию о том, что портоланы ориентированы по магнитному меридиану (верх карты - северный магнитный полюс). Как же, всё-таки, ориентировались древние мореходы по портоланам? Буду весьма признателен за помощь в этих нелёгких историко-мореходных делах. Кроме того, возможно, кто-то из Морских Волков знает о существовании описаний самых первых русских (поморских) компасов (фото компаса, совмещенного с солнечными часами из Мангазеи первой половины 17 века у меня есть). Вячеслав.
|