| Свиток: развернуть Записка об особенностях международно-правового регулирования определяющего статус капитана судна
Все лица, находящиеся на борту судна, даже если они не являются членами экипажа, обязаны выполнять обращенные к ним указания капитана. В случае нарушения порядка на судне или совершения уголовного преступления, виновный может быть заключен под стражу (обычно в своей каюте) до прибытия в порт назначения или в ближайший порт для передачи властям. В соответствии с нормами законодательств некоторых стран в случае бунта на борту, любые действия капитана вплоть до лишения виновных лиц жизни, признаются самообороной. Отказ оказать капитану содействие в момент опасности является уголовно наказуемым Из вышеперечисленного видно, что права и обязанности капитана многочисленны, но при нормальных условиях работы судна ограничены. В случаях же возникновения какой – либо реальной угрозы судну, он обязан совершить все возможное для предотвращения опасности, руководствуясь при этом лишь законом и здравым смыслом
. Также в соответствии со ст. 8 Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства (Рим, 10 марта 1988г.) капитан вправе задержать любое лицо, создающее угрозу судну или людям на нем. На национальном уровне особые правомочия капитана как представителя судовладельца и грузовладельца также закреплены в законодательствах ряда стран. В некоторых странах власть капитана основывается на традициях, обычаях, прецедентном и статутном праве, коллективных договорах, в других преимущественно на статусном праве и в меньшей степени – на обычаях и традициях. Типичным примером этого служат Правила внутреннего трудового распорядка на греческих судах. Статьей 4 Правил установлено: «Капитан является правителем и высшим командиром судна». Согласно ст.138 указанных Правил член экипажа обязан беспрекословно выполнять любое распоряжение капитана. Также законодательством Греции (ст.72 Кодекса морского частного права, п.1 ст.15 Закона от 12 апреля 1951г. №1752) капитан судна наделен правом уволить каждого члена экипажа в любой момент без уведомления. Как было разъяснено письмом министерства торгового флота страны от 8 декабря 1985г., капитан судна согласно ст.72 Кодекса морского частного права может уволить каждого моряка в любое время без уведомления и выплаты выходного пособия. Закон обязывает судовладельца лишь выплатить компенсацию в размере 15, 30, 45-дневного заработка только при увольнении по необоснованным причинам (ст. 75,76, Кодекса морского частного права). Статьей 18 коллективного договора капитану американского судна предоставляется право повышать или понижать в должности любого члена экипажа, поручать ему другую работу. договора финских рядовых моряков большую юридическую силу приобретает трудовой договор моряка при наличии письменного подтверждения его только судовладельцем. И хотя законодательство Греции, Испании, Панамы, США наделяет капитана правом подписи трудового договора от своего имени, на практике судовладельцы непосредственно сами, а чаще – через агентские компании по найму, осуществляют подбор моряков, в том числе и капитанов. Капитан обязан лишь зафиксировать уже заключенный трудовой договор в судовом вахтенном журнале или в судовой роли. В ряде стран профсоюзам удалось нормативно ограничить власть судовладельца и авторитарную власть капитана судна. Например, в Канаде п.1 ст.3 национальных правил найма моряков на суда, принятых межнациональным профсоюзом моряков, оговаривает, что «ни один член профсоюза, работающий на борту судна, не может быть переведен на другую работу, если профсоюз не был извещен об этом или не в состоянии направить другого моряка». Утвержденным в 1982г. профсоюзом моряков Швеции Положением о судовой профсоюзной группе совету группы вменено в обязанность «заниматься вопросами перемещения членов экипажа как на судне, та и за его пределами». В Испании судовладелец или капитан судна могут уволить члена экипажа лишь по справедливой причине, т.е. по основаниям, установленным ст. 637 Торгового кодекса. Вместе с тем и до начала рейса капитан вправе без объяснения причины уволить любого моряка с выплатой заработной платы, «как будто тот исполнил свою службу» (ч.3 ст. 637). В случае же увольнения капитана или другого члена экипажа без справедливого мотива, судовладелец обязан выплатить уволенному заработную плату за время его возвращения до порта найма (ст.604 Торгового кодекса). Капитан зарегистрированного в Панаме судна вправе уволить моряка в любом порту при условии гарантии возвращения его в порт найма и выплаты заработной платы в соответствии с условиями трудового договора (ст.257 Кодекса труда). Согласно ст.1114 Торгового кодекса до выхода судна в рейс судовладелец может уволить капитана и экипаж судна при условии выплаты заработной платы. Капитан французского судна наделен правом увольнения членов экипажа в любом порту Франции без разрешения портовых властей, в других же странах – лишь с разрешения французских морских властей (ст.98 Кодекса труда моряков). Однако и сам капитан часто не застрахован от практически мгновенного, без объяснения причин, увольнения. Обычно капитан заключает с судовладельцем отдельный договор, который по своей сути может серьезно отличаться от общего соглашения о найме экипажа. Так, трудовой договор с английским капитаном заключается без соблюдения установленного порядка и обычно в устной форме. Английской судебной практикой установлено лишь право капитана быть уведомленным об увольнении заранее, в разумный срок и требовать возмещения ущерба в случае несправедливого увольнения. Французский же закон (ст. 109 Кодекса труда моряков) дает судовладельцу право «уволить капитана в любое время при условии выплаты ущерба в случае необоснованного увольнения». Согласно ст. 47 датского закона о моряках судовладелец может в любое время уволить капитана, а в соответствии с п.4 ст.78 германского закона о моряках при наличии важных причин капитан судна может быть уволен без соблюдения срока предупреждения. Лишь в Норвегии если ранее судовладелец мог уволить капитана в любое время, выплатив ему компенсацию в размере 3-месячного заработка, то с 1 марта 1986г. – только по истечении 3-месячного срока предупреждения об увольнении.
Согласно ст. 63 Кодекса торгового мореплавания Украины капитан судна имеет право даже на владение табельным огнестрельным оружием и его применение для обеспечения личной безопасности и безопасности людей и имущества, которое находятся на судне. Все вышеизложенное показывает, что учитывая многообразие и сложность проблем, которые приходится постоянно решать капитану судна в процессе работы, наличие у него целого ряда чрезвычайных прав и обязанностей, предоставляемых ему как на основе международных и национальных актов, так и в силу специфики мореплавания, можно сделать вывод об особом правовом статусе капитана и его более детальная правовая проработка в национальных законодательствах с учетом действующих международно-правовых норм в этой сфере позволит в будущем избежать нарушений законных прав, как капитанов, так и экипажей судов и в конечном итоге повысит безопасность всего международного мореплавания. , а также национальных законодательств некоторых стран СНГ и полагаем, будет полезна членским и ассоциированным организациям МКПРВТ в практической работе по защите трудовых прав и социально – экономических интересов | |