Методы увеличения надежности узлов.
Вопрос надежности узлов (узловых соединений) продолжает быть достаточно актуальным до сих пор и даже в какой-то мере становится более острым . Важность этого вопроса не требует отдельного обоснования.
Первым, что следует напомнить, это стандартные требования к вязке и использованию узлов:
- узел должен быть тщательно завязан и плотно обтянут;
- следует тщательно следить за формой узла и его «узором переплетения»;
- следует избегать перехлеста веревки в узле;
- свободные концы веревки, исходящие из узла, должны быть не менее 10 Ø веревки и не менее 50мм.
- следует избегать нестандартных условий для работы узла. Например перегиб на опоре, блоке, упор в препятствие, слишком большой угол исходящих ветвей петли и прочее.
Эти меры необходимы, но не всегда достаточны, потому, нередко, требуется водить дополнительные.
Прежде всего, рассмотри меры по увеличению узлового соединения, напрямую от узла не зависящие. Фактически эти меры заключаются в средствах, затрудняющих или усложняющих выскальзывание свободного конца из узла. К ним относятся такие меры: утолщение конца веревки кнотом, установка на него кембрика, вставка в конец веревки металлического штыря (предложено К. Серафимовым), увеличение жесткости конца веревки например пропиткой клеем и т.д. Другим подходом является закрепление ходового конца на веревке или предмете: установка зажима или зажимов, обвязка тонкой веревкой (каболкой) то есть вязка маркера, обмотка клейкой лентой и т.д.
Как уже писалось ранее, существуют 2 подхода для обеспечения надежности узлового соединения:
- Использование т.н. контрольных узлов. В крайней форме использования требует вязки контрольных узлов во всех случаях. Достоинства: дает высокие гарантии надежности при выполнении условия вязки контрольных узлов, позволяет большую вариативность в выборе узлов. Недостатки: нередко требует больше времени на вязку узлового соединения, допускает снижение надежности узлового соединения в случае невыполнения контрольных улов, требует больше веревки.
- Исключение из практики узлов с сомнительной надежностью. В крайней форме использования требует специальных ухищрений. Достоинства: уменьшает список используемых узлов, дает определенные гарантии надежности, экономит веревку, в ряде случаев экономит время на вязку. Недостатки: отсекает большинство узлов позволяющих быструю вязку, нередко приводит к повышенному использованию карабинов и других приспособлений, стимулирует использование трудноразвязываемых узлов, не дает полной гарантии надежности.
Вначале рассмотрим первый подход, как более простой. Он требует обязательной вязки контрольного узла на любом свободном конце веревки, возможно, исключая лишь некоторое количество узлов, в надежности которых нет сомнений. Контрольные узлы бывают 2-х основных типов: стопорные узлы на конце веревки и контрольные узлы, обхватывающие веревку. Контрольные узлы в обхват вяжутся непосредственно после основного узла сразу, или после 1…2-х полуштыков. Требование достаточно длинных свободных концов следует выполнять и для контрольных узлов. В качестве стопорных узлов обычно используется простой, кровавый или восьмерка. В качестве охватывающих контрольных узлов в последнее время в основном используется питонов узел (половинка грепвайна, двойного рыбацкого), хотя я считаю, что ничем не хуже стоповый узел в обхват (9-ка в обхват, эшафотный). Следует заметить, что в ряде случаев контрольные узлы фактически участвуют в работе основного узла (например узел Блейка и т.д.) и в этом случае контрольными узлами уже не являются.
Второй подход в более расширенном варианте может быть гораздо интереснее. Ведь вместо исключения узлов с сомнительной надежностью можно увеличить надежность выбранного узла. Увеличение надежности отдельно взятого узла в общем случае достигается за счет таких мер:
- увеличение количества шлагов в узле;
- увеличение количества переплетений в узле.
Рассмотрим эти меры на конкретных примерах.
Прямой узел. Известный узел с низкой надежностью. Увеличиваем количество переплетений. Получаем хирургический, обратный хирургический, академический узлы. Напоминаю, что хирургический узел хоть и надежнее прямого, но достаточной надежности не имеет.
Беседочный узел. Увеличиваем количество шлагов коренного конца. Получаем булинь с двойной малой петлей (брамбулинь), с тройной малой петлей и далее, или водный булинь. Иной вариант: добавляем шлаги ходовым концом вокруг коренного конца. Но этого может быть недостаточно. Увеличиваем надежность за счет увеличения количества переплетений. Например, вносим конец после полупетли снова в узел, получаем усиленный булинь, драконью петлю и так далее. Перед этим можно завязать полуштык. Или, например, после полупетли добавляем переплетение до восьмерки и получаем йосемитский булинь. Все эти меры можно применять вместе и варьировать в различном составе.
Направленная восьмерка. Любой вариант легко усовершенствуется просто за счет добавления одного двойного оборота и получить направленную десятку. Или же можно применить половинчастый вариант и добавить шлаг нижним (ходовым) концом.
Брамшкотовый узел. Сам является развитием шкотового узла. Вместо 2-х шлагов можно сделать 3…4 и больше шлагов. Часть шлагов можно завязать в виде полуштыков. Конец, сформировавший полупетлю, можно так же ввести в неё, параллельно коренному концу противоположной веревки и получить «двойной дракон». Можно перед этим добавить 1…2 полуштыка вокруг коренного конца.
Австрийский проводник. Проще всего ещё раз ввести полупетлю в узел. Получим боле крупный но ещё более надежный и прочный узел. Или же петлю перед вводом в узел больше обносим вокруг переплетения. Обе меры можно сочетать.
Схватывающие узлы. Практически для всех схватывающих узлов надежность можно увеличить увеличив количество шлагов. Нередко, при этом резко подскакивает прочность узла. Наиболее яко это проявляется в прусике. Уже признанный ненадёжным прусик в 2 оборота (4 шлага) практически заменен прусиком в 3 шлага (6 оборотов) и набирает популярность прусик в 4 шлага (8 оборотов).
Восьмерка (фламандская петля). Можно так же не мудрствуя лукаво добавить 1 шлаг вокруг коренных концов и получить т.н. десятку то есть петлю на стивидорном (стивдор) узле. Если начать вязать немножко иначе и добавить лишь пол шлага, то мы получим «девятку». Иначе это можно трактовать как начав вязать проводник (на простом узле) и добавив шлаг получить «девятку). А можно даже и к «девятке» добавить шлаг.
Бочечный узел. Как уже указывалось различными источниками, этот узел признан недостаточно надежным при переменных нагрузках. Для увеличения надежности проще всего добавить 1…2 шлага и получить эшафотный узел.
Можно продолжать и далее, но приведенных примеров вполне достаточно для иллюстрирования принципов подхода.
В сущности, описанный подход по сути характерен для т.н. «такелажных узлов», использовавшихся до недавних пор по большей части для строповки грузов. Так же подобный подход используется для рыбацких узлов.
Как уже указывалось несколько раз выше, достаточно часто меры по увеличению надежности узлов одновременно несколько увеличивают их прочность, что предопределило их использование в том числе такелажниками и рыбаками. Этот факт является дополнительным стимулом для введения этих мероприятий и для других случаев нужды в высокой надежности и прочности узлового соединения.