В середине марта Стивен Аскинс (Stephen Askins), ведущий юрист известной международной юридической фирмы Ince & Co., опубликовал статью, в которой пишет, что администрация США начала изучение возможной реакции со стороны морской индустрии в случае введения санкций против судовладельцев, выплачивающих выкуп пиратам за освобождение захваченных судов, вплоть до запрета судам, им принадлежащим, на заход в американские порты. Однако, Стивен Аскинс отмечает, что в случае, если реакция на такую инициативу со стороны авторитетных представителей индустрии будет достаточно жёсткой, то формального предложения о введении санкций может и не последовать. На своем сайте odin.fm Михаил Войтенко опубликовал авторский сокращенный перевод статьи Стивена Аскинса под заголовком Объявлять ли вне закона тех, кто платит пиратам выкуп?: | | | | Резолюция ООН 1844 принята Советом безопасности в ноябре 2008... в связи с ситуацией в Сомали. Согласно этой резолюции, страны призываются наложить запрет на въезд к ним, а также заморозить находящиеся у них активы и счета, людей, которые: Импортируют в Сомали оружие; Своими действиями способствуют ухудшению внутренней обстановки в стране и ее дестабилизации; Мешают доставке в Сомали гуманитарной помощи. Можно предположить, что США возьмут за основу именно эту резолюцию, назвав конкретных людей, группировки, и кланы. Можно предположить далее, что США введут санкции против тех, кто выплачивает выкуп. Санкции могут быть следующими: Запрет на заходы в США судов судовладельца, выплатившего выкуп; Замораживание его активов и счетов, если он зарегистрирован в США. Стоит особо отметить, что последняя угроза является весьма действенной, так как многие судовладельцы, чтобы избежать добавлений к правилу Б, зарегистрировали свое присутствие в США (речь идет о гарантиях для избежания ареста судна в случае разногласий, насколько я помню – В.М.). При этом непонятно, чего именно собираются достичь США этими мерами. Можно предположить, что цели следующие: Убедить пиратов в экономической нецелесообразности захвата судов с целью выкупа; Заставить мировое судоходство более активно противодействовать пиратству (Речь идет как о конкретных мерах по защите судна при следовании опасными водами, так и о лоббировании усиления мер по борьбе с пиратством в заинтересованными странами – В.М.). США не будут стремиться распространить запрет на выкупы и на другие страны, а санкции последуют после правонарушения, после выплаты выкупа. Есть прецеденты, когда налагаемые США запреты и санкции негативно влияли на судоходство – это Куба или Иран. Предлагаемые США санкции предполагают, что пираты ведут себя разумно и рационально, но очевидно, что это не так. Если они и узнают о таких санкциях, то им как говорится, мало горя, они в состоянии месяцами ждать выкупа, необязательно от судовладельца, от любой заинтересованной стороны, от грузовладельца до родственников экипажа. В целом криминализация выкупов не отвечает ничьим интересам. Санкции США, если они будут приняты, отрицательно скажутся на всех, не достигнув своей главной цели, ради которой они разрабатываются – удара по пиратам не получится. Судовладельцы платят выкупы прежде всего из чисто коммерческих интересов, выгоднее заплатить выкуп, чем лишиться выгод от судна, и если выкуп будет объявлен вне закона, начнутся поиски подпольных, возможно противозаконных, способов выплатить выкуп, что скорее всего, породит новые полукриминальные или криминальные структуры, которые смогут осуществить выплату выкупа. Интересно при этом отметить, что разрабатываемые США санкции направлены исключительно против Сомали, не затрагивая другие регионы, страдающие от пиратства. Более того, новые правила будут очень специфичными и направленными исключительно на судоходство. Попытки запретить выплату выкупа были во многих странах, самые заметные в Колумбии и Италии, где не только запрещали выкупы, но и замораживали счета тех, кто их выплачивал. Но суды в конечном счете, легализовывали выкупы как гуманитарную потребность. Запреты выкупов в свою очередь, делали незаконным и страхование против похищения и выкупа, а ведь это устоявшийся сектор страхового рынка. Таким образом, можно уверенно говорить, что предлагаемые санкции коснутся и страховых компаний, этого просто нельзя избежать. Выкуп платит как правило, судовладелец, не всегда полностью, он осуществляет переговоры, сбор и доставку, а собственно выкуп может складываться из страховки, денег судовладельца, грузовладельца, фрахтователя и других заинтересованных сторон за исключением экипажа. Фрахтователю экономически может оказаться выгоднее участвовать в сборе выкупа определенной долей, чем допустить длительный простой судна. На кого именно распространятся новые правила, если они будут приняты? На судовладельца, менеджерские компании, фрахтователя, который может кстати заметить, обеспечить большую часть выкупа, более 50 процентов? А как новые правила коснутся страховщиков? Очень трудно вообще представить себе, понять, как именно будут сформулированы эти правила, хотя из опыта подобных правил, принимаемых США, мы знаем, что они пытаются сделать их максимально широкими и всеобъемлющими. А как именно собираются США увязать запрет с резолюцией ООН? Это тоже вопрос, ведь дело в том, что США должны будут доказать, что деньги (выкуп), были выплачены конкретному лицу или группировке, а в большинстве случаев судовладелец так никогда и не узнает, кому именно ушел выкуп, в лучшем случае он может узнать, какой клан участвует в переговорах. Метод борьбы с пиратством путем запрета выкупа кажется совершенно неразумным и нерациональным, исходя из вышеизложенного. | | | | |
|
Зарегистрирован: 29 фев 2004, 13:45 Сообщения: 4966
Откуда: Новороссийск
Должность: Капитан
Тип судов: Химовозы
Репутация: 1500
|