УДОБНЫЙ ФЛАГ (от англ. convenience - удобство, материальная выгода, интерес) - это открытая регистрация морских судов в целях получения дополнительных прибылей от льгот в налогообложении, классификации и т.п., получаемых судовладельцами-нерезидентами в странах этой регистрации.
Удобный флаг предоставляют Антильские острова, Багамские острова, Бирма, Кипр, Либерия, Ливан, Мальта, Панама и др.
Основным критерием при определении регистра удобного флага является различие между национальной принадлежностью компании судовладельцев и национального флота. Другими словами, когда право на владение судном и контроль за ним принадлежат лицу, национальность которого отличается от национальности флага, под которым ходит это судно, то считается, что данное судно ходит под удобным флагом.
"Родчелские правила" комиссии по надзору за удобным флагом (JET -International Transport Worker's Federation) установили дополнительные критерии определения удобного флага.
К этим дополнительным критериям относятся:
1) государство разрешает регистрацию судов, владельцами которых являются нерезиденты данной страны;
2) простота смены регистра и регистрации флага судна;
3) льготное налогообложение;
4) государство заинтересовано не в использовании судна, а лишь в доходах (налоги, сборы), получаемых с тоннажа перевозимого груза;
5) разрешен наем иностранных работников на суда;
6) государство не заинтересовано в установлении жесткого национального и международного режима для судовладельцев.
Судовладелец-нерезидент регистрирует свое судно в стране, предоставляющей удобный флаг. Судно и его экипажи в дальнейшем несут флаг и национальность данного государства. Законодательство этих стран не принуждает владельца судна к соблюдению мировых стандартов социального обеспечения и профсоюзных прав моряков. Режим налоговой отчетности для таких судовладельцев облегчен.
Удобный флаг приносит значительный доход стране, которая его предоставляет. Например, на этом режиме ежегодно зарабатывает Кипр 22 млн дол., Панама - 40 млн дол. и т.д.
Доходы, получаемые каждым регистром удобного флага, зависят от типов и размеров судов: чем крупнее суда, входящие в регистр, тем это выгоднее для его администрации и государства. В настоящее время удобные флаги составляют 30% мирового флота и имеют повышенную аварийность. Например, в 1991 г. на долю удобных флагов приходилось 48,2% всех потерь судов, или 1 708 464 регистровых тонн, из них Панаме принадлежало 26 судов суммарной валовой вместимостью 238 513 регистровых тонн, Кипру - 17 судов (229 513 регистровых тонн), Мальте - 12 судов (96 647 регистровых тонн).*