| | |
| Давайте вспомним о Клиффорд Уоррен Эшли. Вчера исполнилось 70 лет с его кончины. Он не только узловяз, но и художник, писатель и журналист.Clifford Warren Ashley 18 декабря 1881 — 18 сентября 1947. | |
| | |
В дополнении о Эшли---------
Клиффорд Уоррен Эшли родился в 1881 г. Тогда парусники еще бороздили моря и океаны. Еще были востребованы все накопленные знания в такелажном деле.
Еще живы были мастера, у которых можно было многому научиться.
Ему повезло родиться в Нью-Бедфорде — китобойной столице США. Вся жизнь этого города была связана с морем и опасным промыслом. Два родных дяди Эшли служиликапитанами на китобойных судах, и еще ребенком, затаив дыхание, он слушал их занимательные рассказы. Тогда он начал вязать свои первые морские узлы.
Эшли закончил среднюю школу и, делая явные успехи в рисовании, поступил в школу искусств в Бостоне. Атмосфера обучения в ней напоминала средневековую гильдию: здесь все было пронизано гордостью за изучаемое дело, практику освоения приемов выбранного ремесла, но между серьезными занятиями находилось время и для братских пиров и вечеринок. Говард Пайл, учитель Клиффорда, считал, что его ученики должны «пощупать жизнь со всех сторон», прежде чем выйти в мир. Приняв эту точку зрения, будучи совсем молодым человеком, в 1904 г. Эшли нанялся матросом на китобойное судно «Sunbeam» и отправился в плавание.
В те времена китобои надолго покидали родные берега. В поисках добычи они находились в автономном плавании и год, и два, постепенно наполняя трюма жиром, спермацетом и китовым усом.
Тогда Эшли и открыл для себя огромный мир такелажного искусства. Он всерьез увлекся такелажным делом, с интересом учился ему, не стесняясь, расспрашивал опытных моряков, перенимал их знания, запоминал. От природы хороший наблюдатель, он стал зарисовывать исполненные узлы, схемы их вязки, простые и сложные, записывать названия, специальные приемы, инструмент.
Вот как он сам описывал это время: «Когда я достиг нормального возраста, я вышел в море и стал учиться такелажному делу на борту китобойного барка “Sunbeam”. Моим главным учителем был капитан Чарльз В. Смит. От него я много узнал и многому у него научился. Настало время, когда даже он признался, что я знаю об узлах больше него».
Вернувшись домой, Эшли арендовал художественную студию, много работал: писал, рисовал. По заказу журнала «Harper’s Monthly Magazine» он подготовил большую иллюстрированную статью об охоте на китов.
Ее опубликовали в 1906 г. в двух выпусках. Позже эта статья послужила основой для книги Эшли «The Yankee Whalers» («Американские китобои»). В 1929 г. увидела свет его книга «Whaleships of New Bedford» («Китобойные суда Нью-Бедфорда»).
Клиффорд Эшли был счастлив в браке: в 1932 г. он женился на Саре Родман Скаддер — самой ослепительной женщине Нью-Бедфорда. У них родились очаровательные дочери Фиби и Джейн.
Но главным делом жизни Клиффорда смело можно считать его знаменитую книгу «The Ashley Book of Knots» (ABOK), над которой он начал работать еще в 1933 г. Этот фундаментальный труд, увидевший свет в 1944 г., собрал на своих страницах огромное количество самых разных узлов, кнопов, огонов, сплесней и марок.
В «Книге узлов Эшли» больше 630 страниц, она содержит 3854 записи и более 7000 рисунков. Это одна из самых полных и — абсолютно точно — самая знаменитая и популярная книга по такелажному делу. С 1944 по 1993 г. в США и Великобритании ее переиздавали 12 раз. В ней собраны самые разные узлы. Они классифицированы по типам и области применения. Описаны способы вязки, преимущества и недостатки каждого. И одной из главных особенностей этой книги является ее авторское оформление. Титульные рисунки, с которых начинается каждая глава, выполнены с большой любовью к морю и часто —с юмором; на каждой странице напротив столбцов текста — поля с пронумерованными изображениями узлов, сплесней, бензелей… Книга полна коротких рассказов, посвященных тому или иному узлу, исторических справок и анекдотов. Во многом именно такая подача предопределила ее популярность.
С момента появления «Книги узлов» многие авторы стали использовать «систему ссылок Эшли». К примеру, «король узлов» булинь (беседочный узел) имеет ссылку ABOK #1010, а выбленочный узел — ABOK #1178. Интересно, что несколько узлов, описанных в книге, Клиффорд Эшли придумал сам.
В китобойном музее Нью-Бедфорда хранятся эскизы и картины художника. Большая коллекция его работ нашла место в художественном музее Делавэра. Но главное наследие этого человека — замечательная «The Ashley Book of Knots», увековечившая его имя и сохранившая многие знания моряков о такелажном деле.