В августе-сентябре 2009-ого два судна компании Beluga Project - "BELUGA FRATERNITY" и "BELUGA FORESIGHT" (оба, кстати, под командованием русских капитанов) - первыми из судов иностранных компаний совершили коммерческий рейс пройдя Северным морским путём из Тихого в Атлантический океан. В конце июля оба судна загрузились в Ульсане компонентами для строящейся в Сургуте электростанции, месяц простояли во Владивостоке в ожидании разрешения на транзит от различных "компетентных" органов. Под конвоем атомных ледоколов - сначала "50 лет Победы" (на фотке), а потом "Сибирь" - дошли от Обской губы, где на рейде Нового Порта выгрузили груз на баржи для доставки в Сургут. В балласте дошли до Архангельска, где приняли груз стальных труб на Нигерию. Подробный дневник проекта можно полистать здесь. Шли, считай, всю дорогу по чистой воде; битый лед проходили только в проливе Вилькицкого. По подсчетам компании экономия от перевозки груза Северным морским путем, по сравнению с перевозкой через Суэцкий канал, составила 300 тыс. евро для каждого судна. Правда, они не сообщают сколько фрахтователь (General Electric) заплатил за обязательную ледокольную проводку. Летом 2010 года компания Beluga Project снова планирует транзит Севморпути - в этот раз шестью судами, в числе которых будут суда P-class большего размера.    Уже в начале девяностых, когда я работал в Мурманском пароходстве, суда ММП ходили из Европы на Дальний Восток и обратно Северным морским путем. Иностранцам же, насколько я понимаю, этот маршрут был недоступен в первую очередь из-за сложностей с получением разрешения от разномастных российских властей. Именно по этой причине в 2008-ом сорвалась первая попытка Beluga Project, когда они планировали проход того же "BELUGA FORESIGHT" из Роттердама в Китай транзитом через Севморпуть. Недавно Михаил Войтенко на своем сайте опубликовал статью Про круглогодичную навигацию по СМП и про линейные перевозки, в которой вступает в полемику со своим читателем Денисом Лазаревым. Вот некоторые выдержки: | | | | Начнем со сквозного прохода СМП Восток-Запад двух судов германской компании Beluga. Прежде всего – это не чистый транзит. Не будь там грузов для ТЭЦ в Сургуте, вряд ли бы они полезли в Арктику. Есть и другие неувязки. Так, заявлено было, что пройдет 3 судна, Beluga Family, Beluga Fraternity и Beluga Foresight, а все говорят о двух. Куда делось третье? Не успело в полынью? Еще вопрос – суда стояли во Владивостоке по моим данным, около месяца или даже более. Это знаете, не делает СМП привлекательным. ...разовые проводки – без проблем, только плати. Массовые – ой-ой, большой вопрос. А если учесть, что открывая СМП для всех, тем самым туда пустят и экипажи, видевшие льды только на рисунках и в кино, то знаете, не по себе становится. Было и есть такое понятие, ледовые капитаны. Клуб избранных, можно сказать. Ходить во льдах, это вам не по шоссейке Суэца скользить. Сажать на каждое судно по лоцману? Но сможет ли лоцман неделю-вторую не сходить с моста? Сажать двух? А насколько это удорожает проход? А где стольких лоцманов набраться?.. Завершая сказку про великое потепление, хочу сказать, что наверное, есть смысл в использовании СМП как международного водного пути между Европой и Азией, по которому могли бы перевозиться некоторые количества и виды навалочных грузов (руда, уголь, с/х продукция), генгрузы, в том числе негабариты и проектные. Но для того, чтобы СМП превратился в новый мировой транспортный хайвэй, одного потепления мало. При существующей в водах России системе властей и порядков возможность создания такого пути представляется крайне сомнительной. Нужен план восстановления и развития СМП. Нужна глубокая проработка проектов ледоколов и судов, возможных сроков навигации и возможных грузопотоков. Учесть наконец, горячие пожелания скорейшего таяния льдов – вдруг действительно кромка льда отступит. Создание необходимой инфраструктуры – а это и навигационное оборудование, и единая служба контроля движения судов, и служба ледовой разведки, и спасательная служба, и порты-убежища с судоремонтными мощностями, и многое другое. | | | | |
| | | | Во-первых про историю с судами Белуга. В прошлом месяце я сам общался с представителями Белуги и с интересом выслушал их рассказ о прохождении СМП и не нашел в нем «неувязок» о которых Вы говорите. Долгая стоянка во Владивостоке была связана с российской бюрократией и отсутствием у российских чиновников достаточной практики выдачи разрешений иностранным судам на северную навигацию. Как рассказывал представитель Белуга, премьер-министр лично одобрил проход для их судов, после чего все документы были быстро готовы. Пачка заявлений, переписки и согласований была толщиной в 500 листов, поэтому неудивительно, что суда ждали во Владивостоке так долго. Но это не значит, что можно отработать предварительную подготовку и выдачу таких разрешений. Во время всего перехода, как заявляют представители фирмы Белуга, было только 7 дней, когда они видели лед. О каких-то проблемах, связанных со льдом и речи не шло. По-поводу коммерческой стороны вопроса, мне сказали что для Белуга проход одного судна СМП может сэкономить до 500 тысяч долларов. Пока что, на СМП действует обязательная ледокольное сопровождение, и, насколько я знаю, еще нет установленных тарифов на ледоколы, но по разговорам идея цены российской стороны будет составлять половину от предполагаемой суммы экономии. Дорого, но не бессмысленно. Во-вторых о ледовых лоцманах. Если платить деньги, то ледовых лоцманов будет достаточно. Сегодня в Финском заливе множество судов берут ледовых лоцманов от кромки льда до российских портов и обратно. Как только появился спрос – сразу появилось несколько частных компаний предоставляющих такие услуги. В-третьих. Несколько недель назад я общался с представителем Канады в рабочих органах ИМО. Там также идет активное обсуждение идей арктической и антарктической навигации. В частности разрабатывается унифицированная градация ледовых классов (polar class), которую, как они надеутся будут использовать различные классификационные общества... Я не согласен с Вами в том, что крупным компаниям не выгодно что-то менять и по-этому они не заинтересованы в СМП. Я уверен, что конкуренция между перевозчиками контейнеров настолько острая, что они любая значительная экономия, при умеренном риску, будет для них достаточным стимулом. Конечно, пока рано говорить о создании рабочего коридора СМП, но, мне кажется, что Ваша статья излишне скептична. И потом, арктическая навигация — это не только СПМ. Сегодня быстро развивается арктический туризм, становятся популярными круизы в ледовые регионы. Для большинства людей путешествие в Арктику (или Антарктику) является гораздо большей экзотикой, чем пальмы и теплый океан, поэтому желающих хватает... Помимо туризма развивается и научно-исследовательская деятельность в Арктике. Все больше интереса различные страны проявляют к освоению прибрежного шельфа и поиску полезных ископаемых. Таким образом, речь сегодня уже не идет о возможности или целесообразности арктического судоходства. Как мне кажется, нет достаточного опыта, который позволил бы судоходным и страховым компаниям правильно оценить все аспекты навигации по СМП. Если представители компании Белуга приводят корректные данные по экономии, то для крупных контейнерных перевозчиков возможность прохода по СМП, пусть даже всего несколько месяцев в году, даст хорошее конкурентное преимущество... | | | | |
| | | | На мой взгляд, доводы оппонента несколько легковесны, в данном случае я целиком согласен с мнением главы Совкомфлота Франка – контейнерные перевозки по СМП, это нонсенс, во всяком случае в обозримом будущем. Да и про прошлогодний рейс двух судов Белуги следует все-таки уточнить – они пошли СМП потому, что у них был груз на российский Крайний Север, то есть это не был чистый транзит. Если говорить о судах и ледоколах для СМП, то я придерживаюсь мнения части специалистов, утверждающих, что арктический флот должен быть единым целым. Прежде всего, экономика задает размеры требуемых для окупаемости ледоколов и судов. Затем уже проектируются ледоколы и суда – в связке, для обеспечения максимально эффективной и быстрой проводки. | | | | |
В то же время во время встречи с Путиным в декабре 2009 года Сергей Франк рассказывал о планах " Совкомфлота" в отношении увеличения перевозок по Севморпути: | | | | ...мы предполагаем в этом году начать пилотные рейсы с российскими углеводородами в восточном направлении Северного морского пути. С задачей расширить рынки сбыта для наших нефтяных и газовых компаний. И в это лето мы такие пилотные рейсы совершим. Конечно, сквозное плавание по Северному морскому пути и раньше выполнялось, но в таких размерах, с таким видом груза… Это, в общем, такая инновационная задача. Вполне возможно, нам придется осуществлять плавание севернее Новосибирских островов, поскольку есть определенные ограничения по посадкам в проливе Лаптева и в проливе Санникова. Сокращение дистанции по отношению к классическому пути - примерно в два раза». По словам Франка, это не только экономия топлива, но и, «самое главное, выход на новые рынки. Это принципиально важно в связи с будущим развитием Ямала, поскольку накопленную в ходе этих пилотных рейсов информацию мы будем учитывать при проектировании судов и оборудования, которое потом позволит из района Ямала «смотреть» не только в западном направлении, но и в восточном направлении». | | | | |
Что думают господа мореходы о перспективах увеличения транзитных перевозок по Севморпути? Особенно интересно было бы услышать мнение людей имеющих личный опыт такого рода перевозок, и вообще имеющих опыт работы в Северном Ледовитом океане.
|
Зарегистрирован: 29 фев 2004, 13:45 Сообщения: 4966
Откуда: Новороссийск
Должность: Капитан
Тип судов: Химовозы
Репутация: 1500
|