Аналитики связывают увеличение заказов на строительство автомобилевозов и СПГ-танкеров с ростом китайского экспорта машин и энергетическим кризисом.
За 11 месяцев этого года были размещены заказы на строительство в общей сложности 1306 судов, по сравнению с 2123 за 2021 года. Примечательно, что рост спроса на СПГ-танкеры и автомобилевозы зафиксирован на фоне сокращения на 30% общего количества заказов. Аналитики из Clarksons оценивают число заказанных за январь-ноябрь СПГ-танкеров в 170 единиц. Это почти вдвое больше, чем за весь прошлый год.
Увеличение востребованности связано с тем, что правительства и операторы обеспокоены вопросом энергетической безопасности после эскалации российско-украинского кризиса, объясняет в своей колонке для Business Korea в конце прошлого месяца аналитик NH Investment & Securities ЮС Юнг. Он добавляет, что в условиях энергетического кризиса и необходимости диверсификации экспорта и импорта резко возросла роль морского транспорта. За период с начала года и до пика рынка в октябре ставки на спотовом рынке перевозки СПГ выросли примерно на 500%.
Также резко выросло число заказов на строительство автомобилевозов. Известно, что за первые десять месяцев текущего года заключены контракты на строительство 48 судов совокупной вместимостью 375 тыс. CEU, а это – рекорд за последние 15 лет. Возросшая потребность в автомобилевозах связана со стремлением китайских производителей машин обеспечить свой растущий экспорт. Об этом говорят цифры: в 2022 году Китай обогнал Германию и стал вторым крупнейшим в мире экспортером автомобилей после Японии. К августу китайский экспорт автомобилей превысил германский почти на 10%.
Только один китайский производитель электромобилей BYD в октябре заказал по меньшей мере шесть судов вместимостью по 7,7 тыс. CEU общей стоимостью 5 млрд юаней, что в переводе на доллары США составляет 710 миллионов. Государственная компания SAIC Motor Corp., логистический оператор которого SAIC Anji Logistics уже оперирует пятым по величине флотом автомобилевозов, объявила тендер на поставку семи новых судов вместимостью по 8,9 тыс CEU. Также сообщалось ранее, что, по данным китайских СМИ, Nio и Chery Automobile также планируют развивать собственный флот.